Новая нефтяная эра

19.01.200400:00

Низкие цены на энергоносители безвозвратно уходят в прошлое. Недостатка в подобных предсказаниях не было никогда, даже в 1999 году, когда нефть подешевела до $12. Однако в 2004 году прогнозы могут сбыться. За первые недели января произошли три события, которые можно считать знаковыми для отрасли.

Во-первых, резко обострилась проблема прохода танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы. «Пробка» образовалась еще осенью. Турецкие власти резко ограничили проход крупнотоннажных танкеров, перевозящих нефть из Новороссийска в европейские порты. С наступлением зимы скорость прохождения танкеров снизилась еще больше из-за плохой погоды и туманов. Сейчас танкерам требуется почти месяц для того, чтобы пройти через проливы. В результате из-за перебоев с поставками на нефтеперегонных заводах стран Евросоюза уже в скором времени может возникнуть дефицит сырья.

Кризис вокруг проливов назревал уже давно: за последние пять лет количество танкеров с нефтью, проходящих через Босфор, возросло на 75% до 7427 судов в минувшем году. При этом объем перевозок нефти и других опасных грузов увеличился почти в два раза – до 123 млн тонн. С тем, что пропускная способность проливов исчерпана, согласны и нефтяники. По словам вице-президента третьей по величине в России нефтяной компании TНK-BP Джонатана Коллека, «проблемы в Босфоре будут только усугубляться на фоне роста добычи в России», поэтому «нельзя исключить, что ограничения, выдвинутые турецким правительством, только ужесточатся». Проблема транспортных коридоров, впрочем, не единственная. Гораздо более существенным является вопрос запасов. Как известно, нефть – невозобновляемый ресурс, и с каждым годом ее больше не становится. Пока разведка и освоение опережают добычу, проблемы нет, но вечно так продолжаться не может. В этой связи показательным стало заявление нефтяного гиганта Shell о пересмотре собственных доказанных запасов сырья. В результате внутренней ревизии запасы компании уменьшились сразу на 20%, а курс акций упал почти на 10%. Причем, судя по всему, это лишь первая ласточка, вскоре примеру Shell возможно последуют и другие крупные нефтяные игроки. Главным движущим фактором в этой ситуации является давление американской Комиссии по ценным бумагам, которая после скандала с Enron акцентировала свое внимание на энергетическом секторе. Как известно, доказанные запасы являются одним из основных элементов, влияющих на стоимость нефтяных компаний, и манипулировать этим показателем сравнительно легко, поскольку единых стандартов в оценке не существует. Чтобы компенсировать возрастающие затраты на разведку и добычу, нефтяным игрокам приходится постоянно наращивать инвестиции. Но и с этим не все гладко. По крайней мере у России, вышедшей по итогам 2004 года на первое место в мире по добыче нефти.

«Танец с саблями», устроенный «социально ответственными» партийными деятелями после расправы с ЮКОСом вокруг изъятия у нефтяников природной ренты, начал приносить первые плоды. Пример публичного самобичевания за прежние грехи продемонстрировал на прошлой неделе ЛУКОЙЛ. Первый вице-президент компании Леонид Федун сообщил, что компания решила отказаться от любых, даже легально разрешенных схем ухода от налогов. Тактика налогового примирения с государством, выбранная ЛУКОЙЛом, практически означает, что прибыль компании, а, следовательно, и ее инвестиционные возможности снизятся. Точнее, уже снизились. Еще до официального покаяния компания Вагита Алекперова вернула государству $103 млн, сэкономленных за счет использования байконурского офшора. Во сколько именно обойдется «лукойловским» акционерам налоговая невинность руководства компании, будет в дальнейшем зависеть от того, насколько буквально станут исполняться принятые обязательства. Однако в масштабах всей отрасли, если подобный «самооброк» станет доминирующей моделью отношений с государством, потери могут превысить $3 млрд. В перспективе это неизбежно приведет к сокращению инвестиций, и, стало быть, падению запасов, добычи, а также росту цен.

Возвращаясь к прогнозам, отметим, что, по мнению многих экспертов, рост цен на нефть в сложившейся ситуации может стать долгосрочной тенденцией. Так, по оценкам аналитиков Lehman Brothers, в течение года цены будут колебаться в диапазоне $20 – $27,5 за баррель. Сходный прогноз дают и специалисты Fulcrum Global Partners, которые считают, что цены останутся на высоком уровне и в среднем за год составят $28 за баррель. Наиболее радикальные взгляды на перспективы рынка нефти у компании AG Edwards & Sons. Здесь считают, что цены к прежнему уровню не вернутся никогда, поскольку на мировом рынке произошло «глобальное смещение». И в результате «нормальной» стала цена не $18 – $22 за баррель, а $20 – $28.