Новая партия на великой шахматной доске

В ближайшем десятилетии ожидаются масштабные перемены в геополитике: в результате кризиса США потеряют роль единственной мировой сверхдержавы. Россия получит возможность усилить и укрепить свое внешнеполитическое влияние.

Какие изменения ожидают геополитическую карту мира в ближайшее десятилетие? США как центр "атлантизма" после развала СССР выдвинулись на роль единственной сверхдержавы. Бывший помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский со свойственным ему цинизмом назвал Евразию "великой шахматной доской", на которой в последнее время будет утверждаться господство США. По мнению Бжезинского, Евразия является центром мира, и тот, кто верховодит в Евразии, осуществляет контроль и за всем миром. Бжезинский называет Евразию главным геополитическим призом для Америки. "Атлантисты" перешли в наступление.

Геополитика как наука сложилась в конце XIX - начале ХХ века. Ее основоположниками были швед Рудольф Челлен и англичанин Хэлфорд Макиндер. Смысл этой дисциплины сводится к следующему утверждению: многие закономерности в развитии государств, народов, культур, цивилизаций и религий в огромной степени предопределяются географическими, пространственными факторами. Иными словами, "география - это судьба".

После второй мировой войны геополитика оказалась не в чести: известный немецкий геополитик Карл Хаусхофер запятнал себя и отчасти само слово "геополитика" сотрудничеством с Гитлером (хотя справедливости ради стоит отметить, что третий рейх использовал в учении Хаусхофера лишь то, что соответствовало его собственным шовинистическим устремлениям, а остальное просто отбросил). В свою очередь, советские идеологи вообще отрицали геополитику - как "буржуазную науку", поэтому в СССР она долгое время была под запретом. Лишь в последние десятилетия интерес к геополитике стал пробуждаться снова и с особенной силой.

В основе геополитики лежит деление всех государств и культур на два типа - сухопутные и морские. Геополитики заметили, что морские цивилизации - культуры, основанные на мореплавании, - чаще всего имеют рыночную экономическую систему и тяготеют к либерал-демократическому укладу в политике. Сухопутные державы, напротив, отдают предпочтение частично или полностью плановой экономике и ограниченной демократии. Или вообще иерархическому устройству общества.

Постепенно геополитическая пара "Суша - Море" закрепилась в форме противостояния стран Запада и Востока. Запад довел до самых последних пределов рыночную логику, тогда как евразийские и восточные государства искали иные пути развития. Начиная со второй половины ХХ века геополитическая карта мира окончательно поделена на два лагеря - евразийский восточный блок с центром в СССР и атлантический западный блок с центром в США. Причем геополитики предсказали неизбежное противостояние морской англосаксонской, атлантистской цивилизации и сухопутных держав Евразии задолго до возникновения самого понятия "холодная война". Противостояние атлантизма и евразийства неизбежно в силу основополагающих культурно-цивилизационных причин - даже в том случае, если Восток и Запад признают одни и те же идеологические ценности.

Но насколько вероятно получение Америкой желанного приза? На первый взгляд крупнейшая в мире экономика отличается завидным здоровьем. В уходящем десятилетии в США наблюдался интенсивный рост производительности при невысокой инфляции и незначительной безработице. Однако на поверку единственная супердержава может оказаться колоссом на глиняных ногах. Апологеты "новой экономики" (это понятие изобретено в США) утверждают, что развитие информационных технологий ведет к постоянному повышению производительности труда и в результате - к избавлению от кризисов перепроизводства. Однако, согласно последним исследованиям профессора Нортвестернского университета Роберта Гордона, способы расчета уровня производительности в США далеки от корректности и реальный ее рост присутствует только в сфере компьютерных технологий и Интернета. В других отраслях промышленности США ситуация остается неизменной. ( О перспективах глобальной интернетизации экономики см. "Ко" № 43 от 29 ноября 1999 г.)

Британский журнал The Economist сравнил парадигму "новой экономики" с теорией "плоской Земли". Подобно древним мореплавателям, которые были уверены, что Земля плоская, "новые экономисты" верят в то, что экономика вполне реально может существовать без циклических кризисов. Но практика свидетельствует об обратном: экономика по характеру своему циклична, и бурный ее рост неизбежно сменяется кризисом. Одна из наиболее популярных методик, объясняющих цикличные явления, получила название "волны Кондратьева" - по имени американского ученого, выходца из России, еще в 1923 году предсказавшего фондовый кризис 1929 года. Согласно этой теории экономика совершает циклические колебания "рост - спад" с периодом в 40 - 50 лет.

Американская экономика скользит по нисходящей и находится почти у нижней точки синусоиды. Наглядная тому иллюстрация - привычка американцев жить в кредит: дефицит личных сбережений (попросту говоря, превышение долгов населения над его сбережениями) в США достиг 5% от ВВП, составив $1,8 трлн. Банальный, знакомый всем еще из школьного учебника истории кризис перепроизводства налицо: потребитель тратит денег больше, чем у него реально есть, производитель выпускает товаров больше, чем реально можно продать. Но вслед за этим неизменно складывается ситуация, подобная той, о которой в 1930 году тогдашний глава банка Англии лорд Андерсен сказал: "Мы безмерно богаты с точки зрения материального благосостояния, но мы все страдаем. Страдаем не потому, что нам не хватает пищи или одежды, и не потому, что товары дороги. Наша беда в том, что склады забиты дешевыми товарами, которых никто не покупает; гавани заполнены кораблями, которые никто не фрахтует; рабочие мечутся в поисках работы. Что-то выпало из механизма цивилизованной жизни".

Кризис в США приближается. По оптимистическим прогнозам, его следует ждать через четыре года, а по пессимистическим - через несколько месяцев. И его влияние на общемировые события будет огромным. Подорванное кризисом экономическое здоровье США ослабит внешнеполитическую роль Америки, и на сцену снова выйдут "евразийцы". Одним из результатов прогнозируемого кризиса станет масштабная девальвация доллара. По словам известного финансиста Джорджа Сороса, "как только доллар потеряет свой привилегированный статус, США перестанут наводнять мир своей валютой". И тогда население России снова поверит банкам - вложения в доллар окажутся ненадежными.

Мировые цены на энергоносители будут расти. США больше не смогут так уверенно поддерживать Израиль. А бюджет этого ближневосточного государства на 30% состоит из прямых американских трансфертов. Ключик от нефтеносного региона Персидского залива будет потерян, риск транспортировки нефти через Красное море значительно возрастет, что неизбежно повысит цену черного золота.

Рост цен на газ и нефть усилит роль России как объединителя "евразийского лагеря". Нефтегазовая индустрия России окажется на подъеме, и в первую очередь газовая отрасль. По данным управления по энергетической информации США (EIA), нефти в России не слишком много: например, запасы всего Восточно-Сибирского нефтяного бассейна вдвое меньше, чем запасы одной Саудовской Аравии. Зато газа в России хватит еще надолго - удельный вес российских запасов голубого топлива в мировом балансе составляет около 35%. На руку России может сыграть и Европа, которая, скорее всего, предпочтет пойти по пути дальнейшей газификации: газовая отрасль экологичнее атомной и нефтяной энергетики, а цены на природный газ более стабильны. По мнению экспертов компании Shell International Gas Ltd., к 2010 году в Западной Европе главным источником энергии станет именно газ. Таким образом, Россия сможет занять более существенное место на европейском рынке энергоресурсов.

В целом Европа как наименее пострадавший от кризиса регион сможет осуществлять гораздо более крупные, нежели другие мировые игроки, инвестиции в российскую экономику, став главным внешнеторговым партнером России.

Гораздо хуже в свете американского кризиса будут обстоят дела в Азии. Азия - одно из звеньев в цепочке мировой глобализации. Но этот регион к тому же является одним из самых нестабильных. Во многих азиатских государствах бушуют межнациональные, религиозные и территориальные конфликты. В результате глобального кризиса сильнее всего пострадают "молодые тигры": экономики этих стран ориентированы на экспорт, и их основу составляет главным образом сборочное производство, поскольку рабочая сила в Азии отличается дешевизной. Но из-за девальвации доллара рабочая сила подешевеет и в самих США, после чего сборочное производство потащат обратно в Америку. Что поделаешь - каждый сам себя спасает.

В этой ситуации в азиатском регионе усилятся позиции Китая. Имеющий одну из самых крупных армий, Китай будет выступать в роли военного арбитра в регионе. Остальные державы, опасаясь возвышения Китая, будут стремиться поссорить его с Россией. Благо повод для этого есть: Россия и Китай имеют территориальные претензии друг к другу. Но, скорее всего, наши страны будут соблюдать дружественный нейтралитет. Китай вряд ли захочет "воевать на два фронта" - против "атлантистов" и "евразийцев".

Другая крупная азиатская держава - Япония пострадает от глобального кризиса не так сильно. Всем кажется, что в Японии сохраняется ориентированная на экспорт экономика. Но это только кажется. Восьмилетняя рецессия не прошла даром. В результате роста иены Япония была вынуждена перестроиться на внутреннее потребление, вынести трудоемкое производство за пределы страны и развивать у себя наукоемкое производство. Кроме того, в стране давно сняты ограничения на военные расходы. Сейчас их доля составляет около 3% от национального ВВП - против прежнего 1%. Роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе возрастет.

Американский кризис в очередной раз смешает карты на геополитическом игровом столе мира. Ослабевших "атлантистов" начнут теснить "евразийцы". И в этой ситуации особенно возрастает роль России. По мнению философов англо-американской школы (А. Мэхэн, Н. Спайкмен), главная континентальная сила, контролирующая ядро Евразии, - это Россия. Того же мнения придерживается известный российский философ Александр Дугин. По его словам, Россия является центром тяжести континента и от нее зависит судьба всей Евразии. Как было сказано ранее, контроль над самым обширным материком практически означает контроль над всем миром. А мир снова приходит в движение. И это движение - в нашу пользу.