Top.Mail.Ru
архив

Новое мышление

Питер Лоранж – фигура, широко известная в мире современного бизнес-образования. С июля 1993 года он занимает пост президента IMD (Швейцария), а до этого возглавлял Норвежскую школу управления в Осло, активно сотрудничал с Уортонской школой бизнеса (США), преподавал в Школе управления Слоуна. Словом, автор предлагаемого вниманию читателя фундированного исследования – человек не просто опытный. Он настоящий гуру в области управленческого образования.

            Книга начинается с весьма очевидного на первый взгляд утверждения: современной школой бизнеса можно и нужно управлять. Трудно представить себе декана современной российской бизнес-школы, который стал бы данное положение оспаривать, – ведь именно в этом заключается его основная функция. А между тем целый ряд международных авторитетов весьма убедительно доказывают обратное: оптимальный подход к стратегическому управлению бизнес-школой должен быть либеральным. Согласно их взглядам организации следует позволить развиваться за счет инициатив снизу. А лорд Дарендорф, несколько лет возглавлявший Лондонскую школу экономики, уверен: академическими организациями нельзя управлять стратегически.

Следовательно, речь идет не об управлении бизнес-школой «вообще», а о таком управлении, которое делает эту школу, по выражению Лоранжа, «динамичной с точки зрения гибкости и приспособляемости к нуждам партнеров по обучению потребителей. Такие школы активно ищут свое направление, постоянно создают новое знание, дополняющее то, что я называю «адаптивный импульс» (adaptativethrust)»(с.11).

Принятие концепции динамичного развития предполагает весьма непростой процесс адаптации школы к изменяющемуся рыночному окружению, поиска новых форм и методов работы, формирования соответствующих организационных структур. По сути, речь должна идти о четырех стратегиях развития учебного заведения: стратегии перехода от традиционного, дисциплинарного учебного заведения к рыночно ориентированной, разносторонней, инновационной организации, создающей новую стоимость; стратегии эволюции от собрания индивидуумов к коллективу как основному создателю академических ценностей; стратегии перехода от академической организации, создающей стоимость за счет обслуживания индивидуумов, к организации – партнеру по обучению (к примеру, сотрудничество с крупными фирмами); стратегии эволюции от учебного заведения, приспосабливающегося к изменяющимся условиям, до бизнес-школы, активно формирующей собственную политику.

Труд Лоранжа – не поваренная книга; вы не найдете здесь готовых рецептов создания современной жизнеспособной бизнес-школы в российских условиях. Изменение образа мышления тех, кто имеет отношение к управленческому образованию, – вот главная цель, которую преследовал автор. Однако это не означает, что в книге нет вполне конкретных дельных советов по решению тех или иных проблем, с которыми сталкивается практически каждая российская бизнес-школа. К примеру, проблема несоответствия качества предоставляемых образовательных услуг специфическим потребностям конкретного корпоративного клиента, проблема разрыва между фактической способностью профессорско-преподавательского состава школы выполнить заказанную клиентом программу и теми компетенциями, которые необходимы для выполнения этого заказа, или проблема выбора эффективной организационной структуры.

Ну а если попытаться обобщить все то, что способно привести бизнес-школу к процветанию, то получится шесть очень понятных и ясных советов, или «самых главных подсказок», как называет их сам автор (с.361 - 368). А именно: стратегия учебного заведения должна быть простой и целенаправленной. Школа должна культивировать моральную обстановку, способствующую инновациям. Она должна собрать самых лучших специалистов, каких может себе позволить, создав для этого соответствующие условия и атмосферу. Школа бизнеса должна поддерживать оперативность, гибкость и актуальность предоставляемых услуг как корпоративным партнерам, так и индивидуальным слушателям. Необходим жесткий контроль расходов. Финансовые активы, то есть здания и земельные участки, следует поддерживать в хорошем состоянии.

 

Еще по теме