Top.Mail.Ru
архив

Новое поле для старой дуэли

Соперничество AMD и Intel, которое длится уже почти четверть века, скоро распространится на новый сектор рынка. Две компании ожесточенно конкурируют в секторе процессоров для персональных компьютеров. AMD не может догнать Intel по объему продаж, но и сдаваться не намерена.

Ныне AMD заключила союз с японской Fujitsu, чтобы дать бой Intel в секторе устройств флэш-памяти.

 

В октябре 2002 года AMD выступила с заявлением, что в ноябре начнется выпуск нового микропроцессора, тактовая частота которого будет больше, чем у самого быстрого процессора Intel (таковым является Pentium 4 с частотой 2800 МГц). Таким образом, продолжается начатая несколько лет назад ожесточенная гонка скоростей, в которой участвуют две упомянутые компании. Например, символическую отметку в 1 ГГц AMD преодолела в марте 1999 года – всего на несколько дней раньше Intel.

По мнению исполнительного директора AMD Гектора Руиса, в бизнесе компании намечаются перемены, и традиционная модель взаимодействия между производителями микропроцессоров и ПК уходит в прошлое. «Наша отрасль вступила в стадию фундаментальных перемен в системе взглядов на бизнес. Чтобы оставаться успешными, производители полупроводников должны установить между собой взаимодополняющие отношения и начать инвестировать в успех друг друга».

AMD намерена создать несколько совместных предприятий с производителями электроники. Эти СП будут руководить заводами по производству микропроцессоров. Уже заключено соглашение с тайваньской United Microelectronics, согласно которому две компании будут инвестировать в строительство новой фабрики в Сингапуре, которая откроется в 2005 году.

 

«Он фантастический продавец»

Основатели заклятых врагов Intel и AMD когда-то работали в одной компании. В конце 1960-х в Fairchild Semiconductors волею судеб оказались несколько ярких личностей: Энди Гроув, Роберт Нойс, Гордон Мур и Джерри Сандерс. Первые трое впоследствии стали основателями Intel, а Джерри Сандерс создал AMD.

С полупроводниками Джерри Сандерс начал работать в 1959 году в Motorola Semiconductor. В 1961 году он перешел в компанию Fairchild Semiconductors, основными заказчиками которой были американские военные. В 1969 году Сандерсу надоело работать в крупной компании, и он решил создать собственное дело. Его бывший коллега по Fairchild Semiconductors, а ныне совладелец инвестиционного фонда Sequola Capital Пьер Ламонд так отзывается о Сандерсе: «Он фантастический продавец. Я думаю, он лучший специалист в маркетинге полупроводников».

Так в 1969 году была создана компания Advanced Micro Devices с уставным капиталом $100 000. Первая штаб-квартира AMD размещалась в квартире одного из основателей компании. Через несколько месяцев компания переехала в офис, состоявший из двух кабинетов. Первый микропроцессор AMD выпустила в ноябре 1969-го.

 

Невольные друзья

В 1970-е годы AMD и Intel уже пробовали дополнять друг друга. Компании работали на условиях кросс-лицензирования: каждая из них могла пользоваться разработками другой. Совместными усилиями Intel и AMD создавали процессоры серии 86. Сотрудничество это было вынужденным: отказавшись от взаимного лицензирования, компании могли подвергнуться санкциям антимонопольных органов США. Но главная причина подневольной дружбы кроется в том, что значительная часть процессоров шла на военные нужды, а военное ведомство из соображений безопасности никогда бы не позволило сосредоточить все производство в руках единственной компании. В то же время военные требовали, чтобы продукция двух фирм была взаимозаменяема, поэтому Intel и AMD обязаны были координировать исследования друг с другом.

Мирное сосуществование продолжалось до конца 1980-х. К тому времени персональные компьютеры стали приобретать массовую популярность, и ставки на растущем рынке ПК резко увеличились. В 1987 году AMD обратилась в Intel с просьбой продлить лицензию 1982 года на производство клона 386-го процессора, но получила отказ. Тогда AMD подала иск в арбитражный суд, тяжба длилась четыре года и закончилась в 1991 году победой AMD. Монопольные органы не вмешивались в спор, поскольку на рынке действовало множество производителей процессоров – Motorola, Sun, DEC и другие. Тот факт, что эти компании выпускали процессоры для собственных платформ, а не для Windows, антимонопольными органами во внимание не принимался. Но победа AMD была половинчатой: компания отстояла право на создание и продажу процессоров 386, но не получила от Intel соответствующей документации. Впрочем, к тому времени песенка процессора 386 была спета – на сцене появился процессор 486.

Разработку собственной версии процессора 486 AMD вела, отбиваясь от Intel: конкурирующая компания подавала иски, обвиняя AMD в использовании ноу-хау, разработанного в Intel. Судебная тяжба закончилась в 1994 году примирением: Intel разрешила AMD использовать наработки, созданные в период «совместного творчества».

К этому времени Intel потеряла интерес к процессору 486 и занялась производством процессора нового поколения – Pentium. AMD, оставшись единственным производителем процессоров 486, сумела увеличить свою долю на мировом рынке процессоров до 17%. Однако закрепить этот успех AMD не удалось. Компания затянула с выводом на рынок процессора следующего поколения, получившего название К5. В результате в 1996 году доля AMD на мировом рынке сократилась до 9%.

 

Антимонопольные настроения

Впрочем, AMD не слишком опечалилась и сделала неожиданный ход –приобрела молодую и перспективную компанию NexGen. Главной силой NexGen (небольшой фирмы по производству процессоров) была блестящая команда разработчиков. Совместными усилиями инженеры AMD и NexGen создали очень удачный процессор К6, который успешно конкурировал с продукцией Intel.

В начале 1990-х компаний, выпускавших ПК, было немного; к тому же производители стремились использовать для офисных и домашних компьютеров одну и ту же материнскую плату, подразумевавшую один и тот же тип процессора. Господство Intel устраивало всех производителей компьютеров, и это обстоятельство осложняло бизнес AMD. Однако к середине 1990-х производители ПК перестали «шагать строем» и начали использовать разные комплектующие в ПК, предназначенных для различных сегментов рынка. Соответственно возникла потребность в различных процессорах и материнских платах.

Воспользовавшись ситуацией, AMD стала играть на антимонопольных настроениях мелких производителей ПК. Эти компании предпочитали продукцию AMD, поскольку она, как правило, была несколько дешевле продукции Intel.

Однако маркетинг AMD оказался небезупречным. Продукция AMD базировалась в нижнем ценовом сегменте, тогда как Intel предлагала полную линейку процессоров: на выход К6 от AMD Intel ответила своими процессорами Celeron. При этом верхний ценовой сегмент был заполнен новыми версиями Pentium от Intel. В результате Intel могла позволить себе предпринять шаги, свойственные монополистам: компания иногда устанавливала на товары сектора low end цены ниже себестоимости. Убытки при этом покрывалась за счет доходов от продажи дорогой продукции.

Менеджеры AMD понимали, что без проникновения в сектор high end борьба за рынок будет безуспешной. Чтобы прорваться в дорогой сегмент, AMD в 1999 году выпустила процессор К7, получивший название Athlon. Впрочем, верная себе AMD разработала и «облегченную» версию Athlon – процессор Duron.

 

Формула 1

Последующие события напоминали гонки болидов. В июле 1999 года AMD вывела на рынок семейство Athlon с тактовыми частотами от 500 МГц до 600 МГц. Intel тогда только собиралась выпустить Pentium III с частотой 500 МГц.

Спустя некоторое время AMD выпустила Athlon с частотой 650 Мгц. К новинке проявили огромный интерес крупные производители ПК: Compaq, к примеру, скупила едва ли не все высокоскоростные Athlon. В ноябре 1999-го Intel выпустила процессор Pentium III с частотой 700 МГц. АMD немедленно ответила процессором с частотой 750 МГц. Апофеозом «войны» за скорость стал выход в феврале 2000 года процессора Athlon с «психологически важной» частотой 1 ГГц. Аналогичный ответ Intel последовал буквально через несколько дней, но АMD сумела переиграть конкурента благодаря широкому ассортименту: практически сразу у AMD вышли процессоры с частотой 900 МГц и 950 МГц, тогда как у Intel оставался «устаревший» процессор с частотой 850 МГц. Теперь крупные производители стали по-иному смотреть на продукцию AMD. Из 10 ведущих производителей ПК только Dell отказалась использовать изделия АMD.

Менеджер по маркетингу AMD Гэри Бикслер заявил, что производители компьютерной техники заинтересованы в том, чтобы иметь более одного источника комплектующих: «Это становится особенно важно, когда у одного из производителей микрочипов начинаются задержки с выпуском новой модели». Задержки Intel с выпуском новых моделей Pentium III играли на руку AMD и позволяли ей отвоевывать новые доли рынка. По мнению аналитика компании Butler Group Дэвида Бермана, Intel не в состоянии вытеснить с рынка своего меньшего по размеру конкурента: «Однако Intel все равно находится в более выгодной позиции – она может позволить себе значительно снижать цены, поскольку марка Intel более известна, чем марка компьютера, в который установлен ее процессор».

Бег наперегонки продолжается и сейчас. Однако к переделу рынка это не приводит. Соотношение сил (если не принимать во внимание небольшие колебания) остается неизменным: около 80% мировых продаж микропроцессоров для ПК на платформе Microsoft Windows контролирует Intel, остальные 20% рынка принадлежат AMD. Кроме этих двух компаний, никто другой процессоров для самой распространенной платформы ПК в мире не производит.

В 2002 году основатель AMD вышел на пенсию – на капитанском мостике его сменил Гектор Руис, который до этого был президентом компании. AMD сейчас переживает не лучшие времена. Кризис на мировом компьютерном рынке сказался на финансовом самочувствии AMD. В 2001 году убытки AMD составили $464 млн при оборотах $2,96 млрд. Выйти из «черной полосы» AMD надеется за счет продаж «сопутствующих товаров» – таких, как микросхемы флэш-памяти. Эти устройства активно используются в сотовых телефонах и переносных компьютерах. Для развития нового направления бизнеса AMD ищет партнеров. В октябре 2002 года AMD провела переговоры с японской Fujitsu о создании новой компании, которая будет заниматься производством флэш-памяти. На 60% эта компания будет принадлежать AMD. По расчетам AMD, переоборудование завода, находящегося в Японии, обойдется в $2,2 млрд. Правда, на новом поле AMD придется столкнуться со старыми конкурентами. Intel весьма уверенно чувствует себя на мировом рынке флэш-памяти.

Еще по теме