Top.Mail.Ru
архив

Новогодние битвы за уголь

Угольный бизнес не знает ни праздников, ни выходных. Даже в новогодние «каникулы» борьба за контроль над угольными предприятиями не прекратилась. Враждующие акционеры холдинга «Кузбассуголь» (альянс «Северсталь» – «Магнитка» против альянса «Русская сталь») с конца декабря до настоящего времени умудрились провести четыре внеочередных собрания в самых разных уголках страны.

 

Самым скандальным в рейтинге новогодних угольных событий по-прежнему остается противостояние акционеров «Кузбассугля». 6 декабря прошлого года новые владельцы «Кузбассугля» (ММК, «Северсталь» – 52% и консорциум «Русская сталь», в который входят Новолипецкий меткомбинат, «Евразхолдинг», новосибирский угольный трейдер «Белон» вместе с примкнувшим к нему кемеровским «Коксом» – 48%) на внеочередном собрании акционеров выбрали совет директоров. И оказались в тупике. Конкурентам удалось провести в совет директоров по пять представителей. Одиннадцатым членом совета директоров «Кузбассугля» стал сотрудник Минэнерго Виктор Возиянов, представляющий интересы государства, за которым закреплена «золотая акция» угольного холдинга. Получается, что голос Возиянова должен был стать решающим при выборе гендиректора «Кузбассугля». Но не стал, потому как чиновника одолела внезапная и длительная болезнь. Ни на советах директоров, ни на многочисленных собраниях акционеров «Кузбассугля» Возиянов так и не появился. Так что государство арбитром в битве металлургов за кузбасский уголь выступать не стало.

 

Собрания без кворума

Участники боя решили провести каждый свое собрание акционеров. 20 декабря «Магнитка» и «Северсталь» назначили собрание в Магнитогорске, а 26 декабря «Русская сталь» – в Кемерово. Оба собрания не набрали кворума, потому что их попыталась сорвать противоположная сторона. «Белон» даже привез в «Магнитку» исполнительный лист от нижегородского суда, запрещающий голосовать «хозяевам» собрания. Правда, местные приставы листы к исполнению не приняли, но представители ММК страшно обиделись на вероломство миноритарных акционеров и голосовать на собрании не стали.

Из-за исчезновения Возиянова конкурирующие альянсы не могли легитимно выбрать гендиректора. Тем не менее в конце декабря «Русская сталь» все же попыталась назначить на эту должность лояльного к «Белону» бывшего замдиректора «Кузбассугля» Станислава Золотых. Однако чуть позже представители альянса дезавуировали информацию о назначении Золотых.

8 января эпопея с собраниями акционеров «Кузбассугля» получила продолжение. В этот день прошли сразу два собрания акционеров – в Магнитогорске и в Липецке. Теоретически для кворума при повторном созыве собрания нужно, чтобы собрались владельцы всего 30% от голосующих акций. Но альянсу «Северсталь» – «Магнитка» удалось добиться, чтобы регистратор «Кузбассугля» с реестром акционеров присутствовал именно в Магнитогорске (в отличие от самих акционеров, которые могут посредством доверенностей посылать своих представителей на одновременные собрания, проходящие в разных концах страны, регистратор раздвоить реестр акционеров не может). В итоге в Магнитке собрались владельцы 99,8% уставного капитала «Кузбассугля». И выбрали абсолютно тот же самый совет директоров, что и был начиная с 6 декабря прошлого года – пять на пять плюс Возиянов.

По сообщению сайта Strana.ru, шахтерам «Кузбассугля» вся эта катавасия с назначением гендиректора сильно надоела. В конце года, по данным Strana.ru, отгрузка добытого сырья на шахтах «Кузбассугля» была приостановлена и на складах скопилось около 700 тыс. тонн топлива. Профсоюзные лидеры пообещали, что, если к 21 января им не дадут нового директора, 24 января угольщики начнут пикетировать офис «Кузбассугля». На данный момент с проблемами «Кузбассугля» разбирается представитель «Северстали» – бывший заместитель Алексея Мордашева Игорь Ярославцев. 25 декабря возглавлявший «Кузбассуголь» Дмитрий Мазепин ушел в отпуск с последующим увольнением, а и.о. гендиректора назначил Ярославцева. Финансовым директором «Кузбассугля» стал еще один член команды «Северстали» Максим Басов, а сбытовую компанию «Торговый дом «Кузбассуголь» возглавил представитель ММК Виталий Бахметьев.

 

Кредит со злым умыслом

Миноритарный альянс борется с «ММК – «Северсталью» через прессу. Недавно новосибирская газета «Континент-Сибирь» предположила, что «Северсталь» выделила «Кузбассуглю» $20 млн на погашение долгов перед федеральным бюджетом не просто так, а со злым умыслом. Якобы на самом деле этот беспроцентный кредит был выдан под залог имущества «Кузбассугля». К тому же беспроцентный он вроде бы только в течение одного месяца, а затем угольный холдинг должен платить «Северстали» 20% годовых. Журналисты предполагают, что месяца через три кредит превратится в просроченный, и против «Кузбассугля» можно затевать процесс банкротства. Комментируя сведения «Континент-Сибири», представители «Северстали» заявили «Ко», что кредит является среднесрочным, и на все время его предоставления с угольного холдинга процентов за обслуживание взиматься не будет.

Еще один выпад против «ММК – «Северстали» представлен на сайте flb.ru. На этот раз мишенью для атаки избран энергетический вице-премьер Виктор Христенко. Издание предполагает, что у Христенко есть некий «существенный» пакет акций Магнитогорского комбината, и потому он в интересах «ММК – «Северстали» лоббирует отмену действия «золотой акции» на «Кузбассугле». (Дело в том, что в случае отмены «золотой акции» мажоритарный альянс металлургов получит не пять, а шесть мест в совете директоров). При этом, правда, не совсем понятно, почему бы Христенко как «совладельцу ММК» просто не дать Возиянову указание голосовать в интересах «Северстали» и «Магнитки». Однако возможное вмешательство Христенко – это только домыслы журналистов. На самом деле правительство пока молчаливо наблюдает за металлургической драмой на «Кузбассугле».

 

У Тулеева кончилось терпение

Зато у кемеровского губернатора Тулеева уже нет сил терпеть препирательства акционеров. 10 января Тулеев обратился к премьеру Михаилу Касьянову* с просьбой поспособствовать разрешению конфликта. По словам губернатора, когда кемеровская власть владела «золотой акцией» в «Кузбассугле», она в отличие от бездействующей власти федеральной принимала «действенные меры по решению проблем компании» (меры эти, правда, были в пользу «Белона» – «Ко»). Помимо Касьянова кемеровский губернатор воззвал к самим участникам конфликта вокруг «Кузбассугля», призвав их «поставить государственные интересы выше личных и объединить усилия по назначению совета директоров и гендиректора компании».

 

СПРАВКА

Бои местного значения

Битва за «Кузбассуголь» – не единственное новогоднее событие на угольном фронте. Перед самым Новым годом один из участников «Русской стали», компания «Евразхолдинг», укрепила влияние над другим кузбасским угольным предприятием – «Кузнецкуглем». 26 декабря РФФИ проводил конкурс по продаже 20% акций «Кузнецкугля». Окончательных данных по итогам конкурса нет. Но, судя по всему, пакет достался «Евразхолдингу», у которого на руках уже более 50% уставного капитала компании.

У РАО «ЕЭС России», которое намеревалось заполучить 51% акций «Челябинскугля», ситуация сложнее. Вместо РАО областная администрация и Минэнерго предпочла передать власть над финансово несостоятельным «Челябинскуглем» региональной компании «Южуралзолото». Глава «Южуралзолота» Константин Струков уже назначен и.о. гендиректора «Челябинскугля» и, видимо, в ближайшее время получит от акционеров официальные регалии «угольной» власти.


** признан в России иноагентом

Еще по теме