Top.Mail.Ru
рынки

Новогодние чудеса предприимчивости

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

В США в этот праздничный сезон, по данным отраслевого объединения National Christmas Tree Association, ожидается превышение прошлогоднего объема продаж натуральных новогодних елок примерно на $2 млрд. Все дело — в усталости потребителей от мрака пандемии и потребности в спокойствии и уюте.

Американцы собираются в праздники сидеть по домам и готовы больше, чем прежде, тратиться на натуральные елки и вообще на все, чем можно украсить дом: гирлянды, мишуру, игрушки, фигурки для украшения заднего дворика, свечи, блестки, носки для подарков, карнавальные маски и костюмы, бенгальские огни и прочие фейерверки, рождественские венки, — все это будет пользоваться повышенным спросом.

Деньги на это есть. Что бы ни говорили о президентстве Дональда Трампа, по экономике он зачет сдал. По расчетам американской Национальной ассоциации ритейлеров, сбережений у покупателей аккумулировано к этому времени примерно на $1,2 трлн больше, чем в прошлом году, а серьезных локдаунов в США не было.

Отчасти на украшение дома и раскрашивание жизни будут направлены средства, не потраченные из-за пандемии на путешествия, походы в рестораны, развлекательные центры и другие активности вне дома.

С другой стороны, четыре из 10 исследованных домовладений всё же отмечают ухудшение своего финансового положения по сравнению с доковидными временами. Примерно треть из ощутивших ухудшение планируют переключиться на более дешевые бренды.

Воздержание и умеренность

Из тех опрошенных американцев, кто все же дома не усидит, около 40 % все равно не хотят посещать места с большим скоплением народа. Именно для камерных торжеств ритейлеры, кейтеры и другие специализированные фирмы предлагают уменьшенные варианты праздничных продуктовых наборов, снижают вес продаваемых индеек, окороков, рассчитывают на устойчивый спрос на небольшие торты и пироги.

Пользуются популярностью в этом сезоне креативные альтернативы домашним вечеринкам и корпоративам в офисе. Компании дарят своим сотрудникам виртуальные кулинарные курсы или такие же онлайновые курсы по дегустации вина. Или вместо корпоратива в качестве подарка раздают сотрудникам специально заказанные праздничные продуктовые наборы. Растет число виртуальных домашних и корпоративных вечеринок в Zoom и на других подобных платформах.

Набирает обороты организация небольших мероприятий outdoor, на открытом воздухе. Таким способом предпринимателям удается частично компенсировать убытки от исчезновения масштабных празднований. Кроме того, организаторы массовых приемов не закупают высокомаржинальные товары и отказываются от скидок за объем.

На фоне пандемии заказчики всё чаще отдают предпочтение здоровым продуктам и безалкогольным напиткам. А если алкоголь и покупают, то более дорогостоящий и качественный. В русле этой тенденции лежат надежды продавцов шампанского в США: они рассчитывают на наибольший бум в продаже бутылок стоимостью от $70 до $100.

Жизнь на пособие

Европейская экономика и бизнес показали признаки оживления в III квартале, но в предпраздничные дни были омрачены новыми ограничениями и локдаунами. В Британии с 23 по 27 декабря решено снять ограничения на поездки, разрешить принимать гостей дома и даже оставлять их на ночь, но встречаться можно представителям не более чем трех домовладений. В Лондоне с 16 декабря в пабах и ресторанах можно покупать еду только на вынос, а большинство спортивных и иных общественных сооружений закрыто. В Германии с 16 декабря по 10 января объявлен общенациональный жесткий локдаун, в Голландии — с 15 декабря по 19 января. В Италии во многих регионах введен частичный локдаун, и поездки между регионами в период с 21 декабря по 6 января запрещены. В сам день Рождества и Нового года нельзя покидать дома без медицинской или иной острой необходимости. Франция 15 декабря отменила локдаун, введенный 28 ноября, однако многие жесткие ограничительные меры сохраняются. В Австрии 7 декабря закончился второй общенациональный локдаун, а через десять дней был объявлен третий. Правительство Испании одобрило ряд общенациональных мер безопасности на период с 23 декабря по 6 января, однако региональные власти вольны изменять эти правила по своему усмотрению, но только в сторону ужесточения.

На таком фоне предпраздничная торговля выживает кое-как, при этом приоритет в покупках — всё те же ели, рождественские и новогодние украшения и подарки, только вот средств на все это у европейцев меньше, чем у американцев.

Хуже всего ощущают себя, пожалуй, производители и продавцы фейерверков, особенно в Германии. Отраслевая ассоциация, представляющая около 3000 предприятий, прямо предупредила о банкротстве всей отрасли.

Такая же картина в индустрии рождественских ярмарок. Подсчитано, что в Германии ежегодно проходит около 2500 ярмарок, которые посещают 160 млн человек. Люди тратят там 3–5 млрд евро. В целом, по некоторым оценкам, немецкая розница только за время локдауна с 16 декабря по 10 января понесет убытки примерно в 2 млрд евро.

Так что в Европе бизнес надеется на пособия от государства. В Австрии, например, власти компенсировали владельцам закрытых гостиниц половину прошлогоднего объема прибыли, в Германии предприятия получают компенсацию в 75 %. В стране принято решение увеличить месячный объем федеральной помощи пострадавшим предприятиям до 11 млрд евро. С начала 2021 года предполагается поднять максимальный размер компенсационных выплат бизнесам с 200 тыс. до 500 тыс. евро.

Все в Сеть!

Очевидно, что рулит в этих условиях дистанционная торговля. Некоторые эксперты полагают, что приоритет онлайна перед офлайновой торговлей сохранится в постковидную эпоху и станет новой нормой.

Отличительной чертой нынешнего сезона продаж и распродаж становится то, что с гигантскими онлайновыми маркетплейсами с успехом сосуществуют многие независимые розничные бизнесы. Они продуктивно «выгрызают» свою нишу, делая ставку на уникальность своего сетевого предложения. Это может быть бутиковый бренд — в противовес брендам-гигантам. Преимуществом является локальное производство из местного сырья — в противовес брендовым товарам, созданным в Юго-Восточной Азии или где-то еще. За счет этого возможно сокращение сроков доставки, реально индивидуальный и даже личный подход к клиенту онлайн — в противовес его общению с искусственным интеллектом, сбору данных через cookies и big-data-аналитику.

Более того, оказывается, что усталость потребителей от мрака пандемии может стать драйвером успеха почти любого абсолютно нового предложения. Сложились исключительно благоприятные психологические условия для внедрения новаций, поскольку людям очень хочется чего-то нового и яркого. Когда еще надеяться на чудо, как не накануне Нового года и Рождества?