Top.Mail.Ru
архив

Новые С.-Васюки

Сразу после окончания выборов губернатора Санкт-Петербурга, показавших, что никакие демократические процедуры не помеха хорошему административному ресурсу, возобновились разговоры о справедливом дележе столичных функций. Вообще городу на Неве присущи долгоиграющие идеи, дающие повод для многолетних обсуждений. Они позволяют поддерживать общественную дискуссию на нужном градусе, чтобы общество окончательно не заснуло, с одной стороны, а с другой – чтобы не обсуждало какие-нибудь менее полезные для руководства темы. Теперь новая долгоиграющая идея – о разделе столичных функций и переносе в С.-Петербург каких-нибудь важных ведомств. Последняя мысль, вновь озвученная г-жой Матвиенко в процессе перехода из одного номенклатурного кабинета в другой, чтобы это были суды – Верховный и Арбитражный. Конституционный суд пока не получится, поскольку место его пребывания – Москва – определяется законом об этом органе судебной власти. И все это, конечно, стоит пообсуждать: сколько будет стоить налогоплательщику переезд; кто из судей согласится ехать, а кто не согласится; где им брать жилье при таком количестве нерасселенных из знаменитых ленинградских коммуналок; что делать с традиционной транспортной схемой, по которой практически вся Россия едет в северную столицу через просто столицу.

Главное, что такого рода общественная дискуссия не должна оставить времени на обсуждение более мелких проблем вроде торможения судебной реформы, ангажированности судов, их зависимости от местных властей и коммерческой ориентации, увы, немалого числа судей. Или неравенство возможностей по судебной защите для граждан и государственных институтов, мелких предпринимателей и крупных корпораций. Понятно, что обсуждать эти вопросы одновременно с идеей переезда судов в С.-Петербург как-то неуместно, нельзя же до такой степени распыляться. Хотя попутная здоровая идея здесь возникает. Все, что нельзя реформировать, можно попытаться хотя бы переместить. Во всяком случае, какие-то результаты будут непременно. Например, переместив в другой город – в нашем случае в С.-Петербург – Московский городской суд, можно получить ряд совершенно неожиданных решений, в том числе и по искам, где ответчиком выступает столичное правительство, а переместив его куда подальше, – таких же неожиданностей там, где ответчиком выступает Генеральная прокуратура. И это в какой-то мере компенсирует возникающие транспортные неудобства истцов.

Каким же, собственно, способом переезд Верховного и Арбитражного судов повысит статус северной столицы – понять сложно. Если только несколько оживит бизнес по строительству и эксплуатации гостиниц для прибывающих на рассмотрения дел. Да немного увеличит количество ньюсмейкеров российского масштаба, что, впрочем, больше должно интересовать не первую или вторую власть, а бывшую четвертую. То есть немножко больше новостей будут тянуть на общероссийские. Но главное, что идея продолжает обсуждаться. Возможно, вслед за судами будет предложено и еще что-нибудь перенести на невские берега. И тогда град Петров обретет былое величие и блеск. Хотя неизвестно, насколько он сам в этом нуждается. Во всяком случае, он входит – в отличие от столичной Москвы – в списки ЮНЕСКО, куда попадают только особо выдающиеся в культурно-архитектурном смысле города. Вот перевезут туда орденоносный московский строительно-архитектурный комплекс, тогда, глядишь, ЮНЕСКО и задумается. Но это к слову. А вообще заявления политиков, среди которых сейчас наиболее активна Валентина Матвиенко, о том, что передача столичных функций обещает С.-Петербургу необычайный расцвет экономики и ремесел, что-то отдаленно напоминают. Что-то вроде междупланетного шахматного конгресса в Васюках. С переименованием их в Нью-Москву, причем, как мы помним, сама первопрестольная станет Старыми Васюками. «Все то же солнце ходит надо мной, / Но и оно не блещет новизной», как сказал другой классик.

И еще. Через какое-то время может случиться так, что во главе России встанет человек столь же безупречный в достоинствах, как и теперь. Только родным ему будет не С.-Петербург, а, например, Екатеринбург, Самара или вообще Владивосток. И опять поднимут вопрос о передаче какому-то городу каких-то столичных функций, в том числе и из числа переехавших. И что – опять катить через всю страну? Было такое мобильное управление в России – называлось «бронепоезд товарища Троцкого». Но этот менеджмент признан несколько устаревшим.

Еще по теме