Top.Mail.Ru
рынки

Новые старые тренды ретейла

Пока правительство «улучшает экономические показатели, реальная покупательная способность россиян продолжает падать. Фото: РИА Новости Пока правительство «улучшает экономические показатели, реальная покупательная способность россиян продолжает падать. Фото: РИА Новости
Дмитрий Потапенко, бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc.

Главная тенденция российского бизнеса парадоксальна — за 5 лет в России можно поменять все, а за 300 — ничего. Признаюсь, у меня дежавю, что сейчас мы находимся в очередном «нулевом» году, где-то на переломе 99-го.

Игра на выживание

В каждом сегменте на рынке сейчас происходит что-то свое. Региональный ретейл продолжает вымирать. Он так и не смог найти свою модель выживания рядом с крупным ретейлом. Вместе с тем мы видим появление очень перспективных концепций, которые хорошо себя чувствуют даже рядом с крупными игроками. Это вроде «Вкусвилла».

Появляются мелкие региональные сетевые объекты, не крупноформатные, а нишевые. Это та самая классика маркетинга, когда человек приходит в магазин и в одном ряде групп товаров покупает цену, во втором — бренд, в третьем — ширину ассортимента, а в четвертом — его глубину. «Вкуссвил» — это яркий пример того, когда мы покупаем ширину ассортимента, а в случае с «Мясновым» мы выбираем глубину, хотя это и сеть-производитель.

Другая тенденция — это так называемая мультиканальность. Например, я не очень воспринимаю онлайн-сегмент, ведь то, что наши ретейлеры делают онлайн, — это, по сути дела, увеличение, а не уменьшение издержек. Наш онлайн паразитирует на жесточайшем офлайне, в том числе на логистических комплексах.

И, конечно, хорошо, что формат big box (сетевые гипермаркеты. — Примеч. ред.) постепенно начинает приедаться и становится более компактным, комфортным и камерным. Я думаю, что в ближайшие два года эра big box сойдет на нет, поэтому теперь не имеет никакого смысла их строить.

Назад в будущее

Говоря о новых форматах ретейла, мы возвращаемся к мультиканальности продаж. Например, если у вас в супермаркете продаются БАДы, то они должны быть как группа товаров введены в сеть аптек, и это должно быть выведено в отдельный бренд и отдельный бизнес.

Зоотовары, которые присутствуют в супермаркетах, точно так же активно выводят в отдельную группу, где представлена глубина и ширина ассортимента. Это и есть гармоничное развитие маркетинга.

Новые форматы — это давно забытое старое, как, например, история с расширением в тот или иной бизнес, очень аккуратное и интеллигентное без залихватских походов с флагами. Так, открытие совмещенных магазина и кафе я считаю абсолютно нормальным. Я бы назвал это новыми старыми трендами.

Много сейчас шума вокруг технологии Scan & Go (система самостоятельного сканирования товаров. — Примеч. ред.). Хочу напомнить нашим читателям, что этой технологии уже лет 20. По своей сути это были безлюдные магазины, где введены технологии «умного холодильника», «умной тележки», «умной кассы». Но массового распространения эта технология не получила.

Надо понимать — а что мы решаем введением таких касс? Прежде всего, мы якобы сокращаем очередь. Но если у нас падают платежеспособный спрос и заработные платы, то кассы Scan & Go для нас не столь выгодны, потому что стоят как крыло от Boeing. И все равно рядом с кассами надо ставить человека, который будет следить за тем, всё ли вы просканировали. Магазинам необходима низкая стоимость RFID-метки, а у нас на рынке такого пока не наблюдается. Поэтому на сегодня Scan & Go — красивая игрушка, и не более. Технология должна следовать за потребностью. Если таковой потребности нет, то все бессмысленно.

Между тем негативная ситуация на рынке бросает игрокам отрасли новые вызовы. Покупательская способность падает последние шесть лет и продолжит падать. Более того, я предполагаю, что в 2021–2022 годы нас ожидают финансово-экономический кризис и рецессия. Поэтому считаю, что удел торговых сетей сейчас — это пожирать падаль. Нужно максимально копить ресурсы для последующих падений, поглощать и помогать падать.

Также полагаю, что в будущем такого гиганта, как X5 Retail Group, ждет национализация по типу «Магнита». Я предсказывал это еще много лет назад. Считаю, что под натиском тех или иных погон это будет реализовано, и, к сожалению, мы перестанем существовать на сколь-нибудь открытом рынке. И да, это ужасно, потому что огосударствление экономики — совершенно неприемлемый путь для России. Но не будем слишком уж сгущать краски. Убежден, что X5 Retail Group просто так не сдастся, Михаил Фридман еще поборется. Пожелаем ему в этом удачи.