Новый иллюзион

Трехмерное кино, в последнее время уже не ограничивающееся кинотеатрами и перекочевавшее на экраны домашних телевизоров, на самом деле вовсе не новинка. Попытки сделать изображение объемным предпринимались чуть ли не с самого зарождения киноиндустрии, в конце XIX века.


За десятилетия формат 3D пережил несколько взлетов и падений, а для его воспроизводства применялось несколько различных технологий, к славе или к безвестности изобретателей.

Способность человека видеть изображение объемным с незапамятных пор интриговала пытливые умы, стремившиеся передать этот эффект при помощи плоской поверхности. Первое упоминание о передаче объемного изображения связано с успешными опытами профессора Лондонского королевского колледжа Чарльза Уитстона. В 1833 г. ему удалось сконструировать зеркальный стереоскоп. Благодаря ему можно было наблюдать объемное изображение из двух нарисованных со смещением картинок. Первые картинки рисовались от руки, но через несколько лет после изобретения фотографии, в 1839 г., профессор физики Кенигсбергского университета Людвиг Мозер разработал стереоскопический фотоаппарат, а стереофотографии публика увидела в 1844 г.

С появлением кинематографа интерес к трехмерному изображению многократно возрос. Существует мнение, что первым стереофильмом следует называть знаменитую ленту "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота" братьев Люмьер, однако это мнение, скорее, основано на том, что особо впечатлительные зрители нередко во время демонстрации ленты выбегали из зала, а не на технике съемки. Путаницу усугубляет и то, что в 1934 г. один из братьев - Луи - переснял свой же шедевр с использованием технологии трехмерного изображения. Достоверно же известно, что в 1889 г. британский изобретатель Уильям Фриз-Грин вместе с инженером Майклом Эвансом получили патент на хронофотографический аппарат, где впервые применялась перфорированная целлулоидная лента со светочувствительным слоем. Отснятое на такую пленку стереокино предполагало проецирование изображения на два экрана. Полноценная иллюзия объема достигалась при помощи специального прибора, стереоскопа, через который предлагалось такие фильмы смотреть.

Спустя 11 лет американцем Фредериком Айвсом был запатентован прототип 3D-кинокамеры с двумя объективами в 1,75 дюйма друг от друга. В основе разработки был анаглифический метод получения объемного изображения - цветовое кодирование изображений для левого и правого глаза, при котором зрителю полагались очки с красным фильтром для левого глаза и с голубым или синим для правого, так что каждый глаз видел нужную часть изображения.

К 1915 г. были готовы и первые экспериментальные киноработы в 3D. Летом того года в нью-йоркском кинотеатре "Астор" зрителям показали трехмерные съемки Ниагарского водопада, исполнительниц восточных танцев и некоторые сцены для фильма "Песец Джим", хотя до публики эти съемки не дошли.

В России стереокинотеатр открылся в 1911 г. в Санкт-Петербурге.


Начало

Первая полнометражная картина, снятая с применением анаглифического метода и представленная широкой публике, - лента "Сила любви" режиссера Нэта Деверича. Фильм был снят на уникальную установку из двух съемочных аппаратов, каждый из которых фиксировал свою часть изображения. Демонстрировать кино нужно было тоже с двух синхронно работавших кинопроекторов. Премьера состоялась в Ambassador Hotel Theater в Лос-Анджелесе 27 сентября 1922 г.

В декабре того же года Уильям ван Дорен Келли снял короткометражку с помощью стереокамеры собственной разработки. Изображение не требовалось синхронизировать на двух кинопроекторах. Позднее он договорился с нью-йоркским Rivoli Theater о демонстрации первой серии своих цветных трехмерных короткометражек Plasticon, но дальше показа "пилота" дело не пошло.

Декабрь 1922 г. знаменателен еще и представлением публике системы Teleview Уильяма Кэссиди и Лоуренса Хаммонда. Их разработка представляла собой принципиально новый метод получения объемного изображения, впоследствии получивший название затворный. Два проектора поочередно с большой частотой демонстрировали части стереоскопического изображения, а встроенные в подлокотники зрительских кресел синхронизированные визоры (окуляры) открывались и закрывались соответствующим образом, так что эксплуатировалась инерционность человеческого зрения и создавалась эффектная стереоскопическая иллюзия. Единственным театром, установившим у себя эту чудовищно сложную технически и непомерно дорогую для того времени систему, оказался нью-йоркский Selwyn Theater. Неудивительно, что по системе Teleview был снят всего один фильм.


Блеск и нищета

Настоящий прорыв в трехмерной кинематографии случился в начале 1950-х. К этому времени уже стало возможным наладить массовый выпуск поляризационной кинопленки, запатентованной в 1929 г. Эдвином Лэндом. Первые, еще довоенные опыты с ней показали, что, помимо точнейшей синхронизации работы двух проекторов, показывающих свои части стереоизображения с двух разных пленок, требовался экран, изготовленный из каких-либо отражающих материалов, лучше всего с посеребренной поверхностью. Зато стало возможно сделать картинку цветной и существенно улучшить ее качество.

К 1952 г. проблемы удалось худо-бедно решить, и свет увидел художественный фильм "Дьявол Бвана" (главные роли исполнили Роберт Стэк, Барбара Бриттон и Найджел Брюс). Это был первый цветной 3D-фильм, снятый по технологии Natural Vision, разработанной Милтоном Гунцбергом, с применением поляризационных фильтров Лэнда. Именно эти фильтры играли ведущую роль в развитии 3D-технологий того периода. "Дьявол Бвана" демонстрировался с двойного проектора, катушки которого вмещали пленки лишь на час времени, поэтому для перезарядки в сценарии был изначально прописан антракт. В 1953 г. Columbia Pictures выпустила триллер "Человек в темноте", а Warner Bros. - "Дом восковых фигур", впоследствии ставший классикой среди триллеров.

Помимо того что "Дом восковых фигур" стал первой в мире картиной со стереофонической звуковой дорожкой, он сыграл немаловажную роль в карьере актера Винсента Прайса, в одночасье просквозившего в звезды фильмов ужасов, а после съемок в еще нескольких трехмерных лентах и в "короли 3D". В 1953 г. появились и первые 3D-мультфильмы. Поддавшись общему ажиотажу, The Walt Disney Company выпустила тогда короткометражные стереомультфильмы Adventures in Music: Melody и Working for Peanuts. До 1955 г., когда интерес к стереокино начал угасать в связи с вторжением широкого формата, свет увидели еще полтора десятка трехмерных картин. Среди них выделяются экранизация мюзикла "Поцелуй меня, Кэт" Джорджа Сидни, созданного на основе "Укрощения строптивой" Уильяма Шекспира, и работа великого Альфреда Хичкока "В случае убийства нажмите М". Все же показ фильма одновременно с двух проекторов, да еще и на специальный экран, был ощутимым препятствием в завоевании трехмерной картинкой широких масс кинозрителей.


Одна пленка - две картинки

В феврале 1941 г. в столичном кинотеатре "Москва" состоялся премьерный показ стереофильма "Концерт" режиссера Александра Андриевского. Помимо того, что это событие считается началом регулярного показа стереокино в нашей стране, фильм был снят по передовой для того времени технологии, в которой кадры, предназначавшиеся для каждого глаза и разделенные звуковой дорожкой, располагались рядом друг с другом на стандартной пленке в 35 мм. Для съемки ленты применялся специальный объектив с двухзеркальной насадкой. Такой же насадкой был оборудован и кинопроектор.

За рубежом сначала пытались совместить две пленки в одной катушке (на этом способе основана технология Space-Vision 3D), но подлинный прорыв случился, когда компания Stereovision, основанная режиссером и изобретателем Алланом Силлифантом и специалистом по оптике Крисом Кондоном, предложила в 1970 г. революционный способ съемки и показа трехмерного изображения. В технологии Stereovision обе части изображения располагались в одном кадре, сплющенные по горизонтали. Воспроизведение такой кинопленки через специальную систему линз и поляризационных фильтров давало стабильную, яркую и четкую трехмерную картинку. В результате снятая по этой технологии комедия "Стюардессы" с бюджетом в $100 000 собрала в прокате свыше $27 млн (более $114 млн по современному курсу) только в США, притом что картина шла менее чем на 800 экранах. До "Аватара" эта лента по праву считалась самым прибыльным стереофильмом. На волне успеха в трехмерном формате вышла третья часть "Челюстей", а также одна из серий ужастика "Пятница, 13". И даже "Терминатор-2" ограниченно шел и в 3D.

В конце 1980-х значительным шагом в продвижении 3D-кинематографии стало появление формата IMAX 3D на пленке в 70 мм. Фильмы, снятые в этом формате, воплотили мечту их создателей о максимальном усилении впечатления от просмотра кинолент со стереоизображением. Первый IMAX 3D-кинотеатр был построен в Ванкувере к международной выставке "Экспо-86". Тем не менее первой художественной ленты, выпущенной в IMAX 3D, пришлось ждать еще девять лет. Ею стала картина "Крылья отваги" - 45-минутный фильм о писателе и пилоте Антуане де Сент-Экзюпери, увидевший свет в 1995 г. С появлением цифровых кинокамер процесс съемки и конвертации объемного изображения существенно упростился и подешевел. В 2004 г. прибыльность проката трехмерной версии мультфильма "Полярный экспресс" была в 14 раз выше, чем обычной, а о прибылях от эпоса Джеймса Кэмерона "Аватар" уже слагают легенды.


Советское стерео

В СССР основным разработчиком технологий производства и показа трехмерной кинопродукции был Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). Для съемок фильмов в объемном изображении специальным постановлением правительства в 1944 г. была учреждена студия "Стереокино", выпустившая ленты "По следам врага" и "Парад молодости". В 1947 г. состоялась премьера полнометражной игровой картины "Робинзон Крузо". Этой премьерой был открыт кинотеатр "Стереокино". Стереокадры фильма располагались рядом друг с другом на кинопленке шириной 35 мм с более редкой, чем у обычной кинопленки, перфорацией.

Интересно, что "Робинзона Крузо" и вышедший в 1949 г. фильм "Машина 22-12" ("Счастливый рейс") зрители могли смотреть без очков, так как проецировались они на линзорастровый стереоэкран размером 3x3 м. Система, позволяющая использовать для съемок стандартную кинопленку, была разработана в 1948 г. Она называлась "Стерео-35, 10x10". В ней, помимо перехода на обычную кинопленку, звуковая дорожка фильма была перенесена на стандартное для обычных фильмов место. Это позволило использовать для производства стереофильмов обычное кинооборудование с минимальными доработками. Первой картиной, снятой на "Стерео-35, 10x10", стала лента "Кристаллы", показанная в том же "Стереокино". В 1952 г. для съемки фильмов 3D стали применять очередное новшество: кадры стереофильма располагались друг над другом. Это изменение позволило значительно улучшить качество изображения, почти достигнув яркости и четкости двухмерного. К тому времени трехмерное кино уже вышло за пределы столицы и демонстрировалось в Ленинграде, Киеве, Астрахани, Одессе и Алма-Ате.

Переход стереокино на широкий экран произошел в 1959 г., когда в НИКФИ закончились разработки системы, основанной на использовании двух синхронизированных кинопленок. Спроецированное с них изображение соответствовало формату широкого экрана, звук же записывался на отдельную магнитную ленту, причем по трем каналам. Просмотр фильма на широком экране размером 7x5,2 м предполагал использование очков. Венцом творения советских разработчиков систем трехмерного кино стала система "Стерео-70", созданная в 1963 г. Качество изображения "Стерео-70" полностью соответствовало "плоскому" фильму обычного формата. Через долгие 27 лет, в 1990 г., она была удостоена премии "Оскар" в номинации "За техническое достижение".