"Новый Интернет" диктует свои условия

30.04.201200:00
.

Жиль Бланшар

Год и место рождения: 1965 г., Париж

Образование: изучал телекоммуникации в Париже, имеет диплом инженера фотографии и мультимедиа

Профессиональный опыт:

до 1999 г. работал в парижском Музее науки, после чего в компании Chello (крупный европейский интернет-провайдер). В 1999 г. присоединился к команде парижского периодического издания SeLoger и стал его совладельцем. В 2001 г. Бланшар запускает интернет-версию SeLoger, развитием которой активно занимается в качестве IT-директора последующие 5 лет. В 2006 г. входит в правление компании SeLoger. В 2011 г. выходит из бизнеса компании

Хобби: лыжи и путешествия

Семейное положение: разведен, отец троих детей


В прошлом году компанию SeLoger приобрел медиаконцерн Axel Springer AG, выпускающий свыше 150 наименований газет и журналов в более чем 32 странах, включая Германию, Францию, Испанию, Россию, Швейцарию, Венгрию, Польшу, Чехию и др. Axel Springer AG оценил французскую доску объявлений SeLoger в 634 млн евро - огромная для медиапроекта сумма. Сделка в Европе стала крупнейшей в своем сегменте.

В интервью "Ко" Жиль Бланшар рассказывает, каким образом SeLoger удалось достичь такой капитализации, чего не хватает российским интернет-порталам, и что такое "новый Интернет" и как его использовать.


- Жиль, расскажите о SeLoger. С чего все начиналось?

- Бизнес стартовал еще 1992 г., когда не было Интернета. Тогда использовался особый терминал, который назывался "Минитель". Были когда-то такие терминалы для передачи текста, маленькие, страшненькие аппараты, но при этом такой терминал имелся в те годы во Франции в каждом доме и предоставлялся государством совершенно бесплатно. Чем-то он напоминал самые старые модели компьютеров.

И мои друзья по университету сделали свой небольшой бизнес в "Минителе" - издание, где была представлена различная недвижимость. В 2000 г., когда Интернет стал обретать популярность, мы переключили свой маленький бизнес уже на Интернет. Так что проект изначально был одним из родоначальников сайтов по недвижимости в Интернете.


- Чем, собственно, SeLoger отличался от других подобных проектов?

- Интересно, что даже до того, как заработал интернет-проект, мы смогли создать свой уникальный классификатор объявлений о недвижимости. В этом была особенность бизнес-модели. Объявления сегментировались по размеру, цене и т.д. То есть раньше, если клиент хотел разместить объявление о продаже недвижимости в газете, он должен был думать над тем, где, на какой странице и на какой строке, в какой рубрике будет расположено это объявление, какого оно размера, и, исходя из этого, рассчитывать цену объявления. В нашей системе все стало проще. Клиенту было сказано, что он может заплатить сразу за 20 объявлений и использовать столько строк, сколько ему нужно. Продавался сразу пакет. Этой модели надо было обучить сотрудников.


- Но каким образом вашему сайту удалось выбиться в лидеры?

- В 2000 г. во Франции случился интернет-бум. И сайт уже тогда стал получать хорошие прибыли. Что тут можно сказать? Мы совершенствовали наши сервисы, компания росла. Мы вышли на IPO. Мы всегда искали инвестиции для развития бизнеса, они нужны были для продвижения сайта. Было много встреч, различные контакты... Мы искали того, кто мог бы заинтересоваться покупкой доли в компании. Покупателем стал Axel Springer - немецкий медиахолдинг, которому оказалась интересна именно наша бизнес-модель. Предложение Axel Springer предполагало премию в 26,8% к цене акций SeLoger.com.


- На чем зарабатывает сайт?

- Источник прибыли подобных компаний - это как раз публикация объявлений. И этот источник уже переместился из офлайна в онлайн. Объявления размещают подписчики. Эта модель делала сайт популярным, хотя и не давала высоких прибылей, но инвесторам она нравилась. Когда у вас хороший трафик, то клиенты довольны и продолжают размещать объявления. Это как снежный ком. Клиенты в нашем случае - это агенты по недвижимости. И чем больше объектов от них, тем больше можно заработать. Важно работать не только онлайн, компания также обзванивает клиентов с предложением подписаться на SeLoger, который уже разросся и стал самым популярным сайтом по продаже недвижимости. На момент продажи компания состояла из 300 человек, и в основном мы совершали продажи посредством телефона.


- А как продвигался проект?

- С самого начала мы фокусировали свое внимание именно на том, как качественно был сделан сайт, и у нас изначально имелись хорошие позиции. Однако нужно было именно лидерство на рынке. Нашей задачей стало занять хорошие позиции на Yahoo!, затем уже на Google. Основные маркетинговые вложения делались именно в онлайн-рекламу, в размещения в интернет-изданиях, на крупнейших порталах. Однако была реклама и на телевидении. Десять лет назад портал стал лидером и с тех пор не терял своих позиций. Прибыль составляла примерно 100 млн евро в год, а EBITDA margin превышала 50%.


- Переход бизнеса из офлайна в онлайн уже произошел или еще происходит?

- По большей части он уже произошел. Сейчас онлайн-бизнес уже фактически преобладает. Осталось очень мало таких сфер бизнеса, которые могли бы перейти из офлайна в онлайн. В Интернете ищут рецепты для приготовления пищи, что убивает бизнес по продаже кулинарных книг, здесь уже и покупка обуви, и новостной бизнес. В онлайн, пожалуй, не перешло лишь образование. Следующая ступень перехода - книжный бизнес. Года через три мы все будем читать лишь электронные книги. Если сидишь в самолете и летишь через Атлантику, видно, что практически все пользуются электронными гаджетами.

Сейчас уже идут разговоры о том, чтобы изменить электронные приборы в самолетах так, чтобы девайсами можно было пользоваться и во время взлета и посадки.

Почему Axel Springer купил SeLoger? Потому что источник прибыли медиахолдинга от объявлений в офлайне уже исчез. Он не собирается исчезнуть, он уже исчез. Любой медиахолдинг желает сохранить независимость, а значит, хочет размещать объявления. Потом, онлайн-бизнес более маржинален. Я уверен, что основной источник дохода Axel Springer будет вскоре приходиться на онлайн-ресурсы.

Как используют Интернет российские пользователи? (% от месячной аудитории)

Поиск информации

75

Чтение новостей

51

Общение в социальных сетях

50

e-mai

49

Скачивание и прослушивание музыки

45

Просмотр фото

42

Скачивание и просматривание видео

38

Онлайн-игры

25

Чаты, форумы, блоги

20

Чтение блогов

19

Месенджеры

18

Скачивание ПО

18

Поиск информации с мобильного телефона

17

Интернет-телефония

15

Поиск работы

14

Общение в социальных сетях с мобильного телефона

14

Шопинг

12

 

Приходилось ли вам пользоваться мобильным Интернетом? (%, среди населения старше 12 лет)

Хотя бы раз в три месяца

18

Никогда

73

Пользовались редко (раз за последние полгода, год, более года назад)

8

Затруднились ответить

1

Источник: ФОМ


- Не планируете ли вы повторить свой опыт по созданию бизнеса, подобного SeLoger, но уже в России?

- Еще раньше, работая во Франции, я интересовался рынками развивающихся стран. Мы искали тогда возможности для расширения бизнеса. Мне было интересно, что происходит в России, и я узнал о проекте Domgeo. Оказалось, что здесь работает один мой знакомый Карло Вальтер, который работал в Англии на сайте, аналогичном SeLoger. Мы созвонились, и Карло поинтересовался, хочу ли я стать консультантом этого проекта. Мне понравилась идея приехать в Россию. Есть отличная возможность попробовать развивать бизнес, но уже не в своей стране.


- Чем вам интересен проект Domgeo?

- Проект возник лишь в прошлом году. Его уникальность, в частности, в том, что компания зарабатывает не на баннерной рекламе, как большинство подобных сайтов, и даже не на трафике: плату с агентств Domgeo получает с каждого звонка потенциального покупателя.


- И какова ваша роль в проекте?

- Основная идея в том, чтобы создать здесь такой же успешный проект, какой уже был создан в Западной Европе. Очень важно понимать, что мы находимся сейчас на пороге новой эры Интернета. Будущее - это уже новый Интернет. Больше пользователь не будет сидеть за монитором компьютера, он будет сидеть на лавочке на улице, в баре или кафе и уже оттуда выходить в Интернет посредством мобильного телефона. И это меняет всю существующую модель взаимоотношений пользователей и компаний, предоставляющих услуги онлайн. И сейчас мы как раз находимся на пограничном этапе, когда еще сложно сказать, каким же станет новый Интернет. Можно сказать так: раньше мы использовали Интернет сидя, а теперь уже стоя. Это очень важное изменение.


- Но что меняет переход к "новому Интернету" в работе сайтов, размещающих объявления о продаже недвижимости, да и других?

- Хотя Интернет - это Всемирная паутина, появляется все больше каких-то локальных служб и сервисов. Вы можете использовать различные локальные системы. Например, вы находитесь на определенной улице и думаете: я хотел бы пожить в этом месте. И вы включаете свое приложение от сайта недвижимости, нажимаете кнопочку и находите объекты, расположенные в непосредственной близости. Они отмечены на вашей карте. Более того, появляются на карте и все объекты инфраструктуры, и вы узнаете, что здесь есть такие-то магазины, такой-то фитнес-клуб. В таких сервисах важна точность. Часто многие люди, которые переезжают, выбирают место жительства недалеко от того места, где живут сейчас. Есть служба знакомств Badoo, на этом сайте очень хорошо используется принцип локальности - ты можешь увидеть в программе тех людей, которые находятся поблизости, и встретиться с ними. Это облегчает поиск и, кроме того, чтобы организовать встречу, нужно меньше временных затрат. Пользователю всегда надо давать максимальный выбор возможностей и предложений, чтобы он мог принять правильное решение.


- Как широко используется принцип локальности в торговле недвижимостью в Европе? Насколько популярны такого рода мобильные приложения?

- Этот принцип широко применяется в Англии, Германии. Правда, в некоторых странах есть юридические вопросы, мешающие развиваться подобным приложениям. Во Франции агент по недвижимости не может публиковать конкретный адрес объекта, потому что у посредника нет и не может быть эксклюзивного права на размещение таких объявлений. Но в других странах нет таких проблем, и можно спокойно размещать объекты на карте. И как раз нам повезло, в России нет таких проблем с эксклюзивностью размещения объявлений.

Но пока мало тех, кто делает такие мобильные приложения. Кроме Domgeo, есть еще две компании, которые этим занимаются. И возможности этих приложений невысоки. Механизм в принципе реализован, но его нужно развивать дальше. Это пример инновационных технологий, и с ними нужно работать на молодом рынке, где еще имеются возможности для совершенствования.