Top.Mail.Ru
архив

Новый космос

Обсуждение в печати и в тени кабинетов проблем «оцифровки» телевизионного вещания в нашей стране, как правило, ограничивается лишь технико-экономической стороной этого весьма болезненного процесса. А ведь речь идет об одном из ключевых моментов глобальных цивилизационных трансформаций. Ведь именно информационный космос становится интеллектуальной опорой для XXI века как века гуманитарных, социальных и коммуникативных наук. Более того, эта тенденция, заложенная в основе медиа-культуры, по-видимому, не ограничится масштабами одного века.

Взаимодействие культурных процессов и средств коммуникации вышло на новую  ступень. В частности, родовое качество аудиовизуальной (звукозрительной) культуры, которая является ведущей в современных условиях, заключено в определяющей зависимости ее от технических изобретений, их совершенствования и развития соответствующей индустрии.

Замечу, что технические артефакты развиваются неравномерно, и соответствующая отрасль входит в пору зрелости по-разному – кинематограф создал новое искусство в форме немого кино значительно раньше, чем радио сумело завоевать сходные позиции, хотя «год рождения» у них один и тот же.

Непрекращающийся технологический прогресс приводит к тому, что традиционные художественные «ручные» инструменты (например, музыкальные) постепенно замещаются более сложными механизмами, автоматическими аппаратами, которые нередко лишают художника атрибутов авторства, а само произведение – «ауры» уникальности и неповторимости. Эта тенденция усиливается с развитием медиа вплоть до настоящего времени.

Электронный монтаж, компьютерные спецэффекты, съемка отдельных эпизодов, репетиций и т.д. с помощью видеотехники и приход «оцифровки» – все это знаменует начало электронной революции как специфического периода развития медиа-культуры, связанного со сменой поколений технических средств и возникновением эстетики телевидения, базирующейся на видеоэффектах.

Технические возможности новых средств коммуникации инициировали распространение массовой культуры, подтвердив тем самым фундаментальное единство разных технических форм аудиовизуальной коммуникации и искусства экрана. На новом витке спирали характер социокультурных трансформаций стал определять персональный компьютер. Распространение Интернета способствовало развитию двух взаимодополняющих процессов в современной культуре: глобализации, с одной стороны, и диверсификации (роста разнообразия) – с другой.

Приход интерактивности в экранные формы культуры характеризуется стремительным распространением компьютерных игр и телевизионных игровых приставок. Элементы интерактивности возникают на телевидении и видео, в производственных процессах создания аудиовизуальных произведений, во всех сферах жизни, куда уже проник вездесущий компьютер. Интернет и другие информационные сети изменили характер общения между людьми, они теперь влияют на идеологические установки, изменяя стиль и темп жизни.

Появление технологий «виртуальной реальности» характеризует начавшийся на рубеже веков и тысячелетий период конвергенции различных технических средств экранной коммуникации на цифровой основе. Но это только начало. В недалеком будущем развитие информационных технологий обещает такое глубокое погружение нового «цифрового космоса» в мир индивида, что крах господствующих ныне сугубо технократических подходов к решению социокультурных проблем станет наконец всем очевиден.

Еще по теме