Новый праздник

"Демократические" СМИ встретили в штыки (еще мягко говоря) празднование Дня народного единства. Было приглашено несметное число профессиональных историков, в упоении от незнакомого чувства востребованности доказывавших, что, собственно, 4 ноября 1612 года ничего особенного и не происходило. Как будто не все юбилейные даты на свете (начиная с Рождества - прости, Господи!) достаточно условны и символичны.

Что это: пароксизм русофобии? Скорее - апофеоз глупости. Есть, есть в новом осеннем празднике достаточно мощный "антиоранжевый" заряд. "Поляки и казаки, казаки и поляки" - в этой истории слышна нота и про будущую особую дружбу Ющенко и Квасьневского, и про славную "Боржомскую декларацию". Сказали бы честно: мы - за революцию; 4 ноября есть символ фундаментально антиреволюционный, и тем он нам не люб. А так получается, что "Эхо Москвы" и "Свобода" как-то особенно ненавидят Минина и Пожарского, а заодно и Ивана Сусанина, что на самом деле не может не выглядеть странным для этих весьма профессиональных и культурных радиостанций.

Но особый подвох PR-революционерам подготовила мировая история. Как раз накануне дня Казанской иконы (выглядело бы мистикой, если бы не неизбежность и предсказуемость катаклизма) в столице Европы случилось... Можно по-разному именовать происходящее, но самым всеобъемлющим определением было бы следующее: в современной Франции стал очевиден острый дефицит народного единства.

Любое злорадство неуместно. Нынешний Париж из всех городов более всего напоминает Нальчик. Есть некоторые отличия во внешних проявлениях событий (постепенно стирающиеся), но коренятся они лишь в несхожести арабских гедонистических традиций с кавказским культом силы и оружия (характерным для горских народов всего мира). А общее для обеих столиц то, что значительная часть их молодежи видит своим злейшим врагом представителей органов правопорядка. Упомянутые выше СМИ настойчиво объясняли нам, что причина местных неустройств - в вопиющей коррумпированности кабардино-балкарской милиции. Но про особое мздоимство ажанов пока ничего слышно не было.

Конечно, бросается в глаза, что и Париж, и Нальчик - города наполовину мусульманские. Но вот про их третьего "собрата" - Новый Орлеан сказать такое весьма затруднительно.

Бедность? Она тоже везде разная и относительная.

А чем, собственно, по сознанию и поведению, равно как и по последствиям погромов, смуглые и кучерявые новые парижские гавроши отличаются от блондинистых воронежских скинхедов? Необразованные дети предместий - от университетских антиглобалистов? Мальчишки на скутерах - от седовласых сторонников Верховного Совета 1993 года?

Цивилизация имела и будет иметь радикальных оппонентов. В разное время разных: анархистов, коммунистов, ваххабитов, феминисток, экологов или кого пока не знаем. У общественного, гражданского порядка есть набор средств собственного поддержания - от вооруженного "кулака" до льготных кредитов малому бизнесу. Однако чем "шире" цивилизация, там она "жиже", чем сильнее арсенал, тем слабее воля - свойственный всей нашей эпохе обмен "качества на количество".

Поэтому оживление древней памяти о гражданине Минине и князе Пожарском ("Князь не гражданин?" - возмущенно спрашивал Пушкин) призвано стать существенной подмогой Рашиду Нургалиеву, Владимиру Яковлеву, Андрею Фурсенко и, косвенно, даже Николя Саркози.