Top.Mail.Ru
архив

Новый русский табак

Казалось бы, что может произвести независимая отечественная табачная промышленность, кроме махорки и «Памира»? Российский рынок табака уже давно поделен между несколькими иностранными производителями сигарет, которые снабжают российских курильщиков всем ассортиментом никотина - от Chesterfield до «Примы». Российским компаниям, не вошедшим в сферу влияния Philip Morris, BAT и ныне японской RJR, оставались лишь роли региональных производителей с небольшими претензиями. Именно поэтому, увидев в руках знакомой дамы из крупной российской компании пачку российских сигарет, я заподозрил неладное: скорее можно было бы представить себе ее с трубкой - ну захотелось экзотики. Оказалось всего лишь, что компания «Донской табак» выпустила на рынок premium-сигареты «XXI век».

Российские компании неоднократно пробовали прорваться на табачный рынок именно с эксклюзивной дорогой продукцией. Например, Уральская табачная фабрика достаточно долго морочила головы московским потребителям маркой Sobranie - эксклюзивной маркой, «косящей» под очень дорогие западные сигареты, с соответствующей ценовой политикой. Московская табачная фабрика пошла несколько дальше, выпустив сверхдорогие папиросы «Богатыри» в сувенирном исполнении. Следует отметить, что Sobranie в варианте slim - для женской половины курильщиков - после кризиса получила значительное признание в качестве паллиатива подорожавших импортных Vogue. Тем не менее «Донской табак» первым среди российских независимых табачных компаний сделал попытку проникнуть в вотчину «большой тройки», запустив российский брэнд, позиционирующийся в нише импортных сигарет.

По сведениям «Ко», прорыв обошелся «Донскому табаку» $4 млн, которые были потрачены на закупку в Греции производственных линий для изготовления сигарет с угольным биофильтром. Кроме марки «XXI век» «Донтабак» значительно улучшил качество других марок собственных сигарет, которые он также намерен вывести на московский рынок, откуда, как известно, новшества с легкостью распространяются по всей остальной стране.

Между тем такой прием, как позиционирование брэнда российского товара в самом дорогом ценовом сегменте, уже подхвачен рядом отечественных производителей. В ближайшее время на рынок поступят эксклюзивные сигареты «Русский стиль», также позиционирующиеся в классе premium. Непонятно, чего в этом приеме больше - патриотизма некоторой части российского истеблиштмента или соображения, что после определенного ценового порога все равно, в какой стране произведен товар, лишь бы он оправдывал цену качеством. Тем не менее стратегия, как показывает опыт «Донтабака», себя оправдывает: компания увеличивает продажи.

Возможно, если стратегия «Донтабака» будет тиражирована на другие рынки, лозунг «Покупайте русское» станет звучать столь же издевательски, как «Проведите уик-энд на Сейшелах», а в барах Нью-Йорка высшим шиком будет заказать кружку сверхдорогого русского пива.

Еще по теме