Новый Свет для страховых компаний
Страховой рынок в первом полугодии 1999 года в сравнении с данными на первое полугодие 1998 года на первый взгляд не претерпел больших изменений. Компании - лидеры рынка, находившиеся в первых строках рейтинга годичной давности, так или иначе представлены в рейтинге нынешнем, и не в самых последних строчках. Среди не вошедших в рейтинг компаний очень громких имен нет.
Впрочем, это только на первый взгляд. Изменения все-таки есть, и они серьезны. Да, в бизнесе лидеров изменилось совсем не так много, как ожидалось. Однако почти половина строк во второй половине таблицы представлена негромкими именами. Страховой рынок ослабил позиции многих претендентов на лидерство в 1998 году, и это место не осталось пустым.
Прежде всего данные, опубликованные ДСН Минфина по итогам полугодия, показывают, что проседание страхового рынка и падение оборотов страховых компаний явно завершены и впереди период роста, которого можно добиться только активными действиями. Если стратегией второй половины 1998 года - времени кризиса - было "сидеть и не высовываться" (к слову, стратегия, пусть и вынужденная, себя вполне оправдала), то сейчас, "сидя на клиентах", можно всего лишь стагнировать, медленно теряя бизнес.
Во-вторых, похоже, совершенно потеряла свое значение регионализация бизнеса. Если 1998 год фактически прошел под лозунгом "развиваем региональные сети, подписываем новые договоры с губернаторами", то в 1999 году таких заявлений стало гораздо меньше, а сама по себе региональная сеть стала в некоторой степени даже обузой. Характерен в этом отношении пример Росгосстраха: если еще в 1997 году компания, привлекательная в основном своей сверхкрупной филиальной сетью, легко конкурировала с любой крупной страховой компанией, то теперь в сводном рейтинге "консолидированный" Росгосстрах мог бы занять лишь пятое место, уступая крупным страховым холдингам - таким, как "Спасские Ворота" и "МАКС". Впрочем, и в структуре доходов РГС произошли изменения: год назад тон в холдинге задавали компании, на которые завязаны в регионе обязательные и полуобязательные (имущественное) виды страхования, а сейчас в списке "внутренних лидеров" - компании с конкурентных рынков, таких, как Подмосковье, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.
Да и сами регионы, похоже, четко разделились по разным типам устройства страхового рынка. Да, централизация страхового рынка - более двух третей собранной премии по-прежнему приходится на Москву - все еще есть. Однако существуют и сильноконкурентные рынки, на которых работают не один десяток компаний, например Санкт-Петербург, Самарская и Пермская области, а особенно Татарстан, равно как и существуют крупные "зарегулированные" рынки. Характерными примерами рынков, которые четко выделяются сильным преобладанием обязательных видов страхования над добровольными, служит Кемеровская область с "гигантом" искусственного происхождения СК "Кузбасс" под патронажем Амана Тулеева или Ставропольский край.
Однако, пожалуй, главное событие на рынке за прошедший год - это то, что фактически лидирующие позиции занимают страховые компании, работающие на открытом рынке. Роль компаний, аффилированных с банковским сектором, или кэптивных страховых компаний сильно упала. На сцене в основном профессионалы и кэптивы, стремящиеся выйти за пределы своей специализации. Пример лидера - "Спасские Ворота" - вовсе не исключение: компания поставила именно на самодостаточный страховой бизнес. И, похоже, не проиграла.
Фактически кризис показал российскому страховому сообществу, что помимо богатых и приятных для работы секторов рынка с крупной клиентурой - а тем паче сектора обязательного страхования - есть еще и потенциально огромные конкурентные рынки страхования частных лиц и некрупных компаний. Среди лидеров первого полугодия "специалистов" по обязательному страхованию единицы. Сейчас можно увидеть только начало переориентации компаний в сектор реального бизнеса. Но результаты уже есть.