Новый вкус «Рижского бальзама»

16.09.200200:00

– На ваш вкус что-нибудь, - попросила бармена.

Сделал нечто божественное. Черная жидкость, бодрящая, как Coca-Cola, но со вкусом свежести и здоровья.

– Что это? - спрашиваю.

– 50 граммов «Рижского черного бальзама» и 150 – сока черной смородины. Летом – холодного, зимой – горячего, – отвечает.

– Того самого «Рижского бальзама»?

– Того самого, - улыбается. Загадочен.

 

«Рижский черный бальзам» помню с детства. Не вкус, а ощущение. Его привозили родственники и знакомые из латвийских отпусков и командировок. Глиняные кувшины в нашей семье никогда не выбрасывали – в них год за годом романтично оплывали свечи.

Достать настоящий «Рижский бальзам» в Москве до этого года было практически невозможно. Сейчас его экспорт в Россию поставлен на широкую ногу. Параллельно начинается продвижение напитка в столичных кофейнях, барах и ресторанах – «Рижский черный бальзам», как выяснилось, весьма приятен в коктейлях. Вкус его такой же, как в советские времена. Насчет аутентичности напитку, приготовленному 250 лет назад, уверенности нет.

Легенда о происхождении черного бальзама связана с именем Екатерины II. Рижский фармацевт Абрахам Кунце изготовил его для императрицы, мучимой коликами. Бальзам Екатерине понравился, недуг как рукой сняло. Чудо-лекарство вошло в моду при дворе. Предприимчивый русский купец Семен Лелюхин перекупил права на бальзам и организовал его промышленное производство. Однако вскоре размах его предпринимательской деятельности был ограничен указом Сената, которым запрещалась продажа «лекарства» в кабаках и трактирах.

В 1845 году промышленник Алберт Волшмидт основал в Риге завод для производства бальзама. С тех пор вплоть до второй мировой войны секрет приготовления напитка хранили представители династии Шрадеров, которые работали на заводе мастерами. В 1939-м они уехали в Германию, не продав секрет даже тогдашнему хозяину предприятия.

Советская история брэнда началась в 1954 году. Производство легендарного бальзама решили возобновить на «Рижском заводе ликеро-водочных изделий» (ныне Latvijas Balzams). Технолог Майга Подрачниеце собирала сведения по крупицам: искала старинные рецепты, встречалась с мастерами. В семидесятые годы засекреченный с момента возникновения рецепт был опубликован в каком-то отраслевом сборнике, и бальзам стали подделывать. Хотя, по словам главного технолога производства Аи Заблоцкой, вкус «Рижского черного бальзама» можно воссоздать только в Латвии – секрет его не только в наборе составляющих, но и в способе их смешивания, в ореоле «символа Риги» и в латышской душе. Кстати, даже в советское время мастера, как и Шрадеры, старались передавать искусство приготовления напитка своим сыновьям – одного лишь знания рецепта для производства бальзама мало, и без секретных знаний настоящий «Рижский черный бальзам» не получается.

В его состав входят 24 ингредиента. Горечь напитку придает вовсе не полынь, как принято считать, а выдержка в дубовой бочке (30 дней) и почки бальзамической березы, растущей на латвийских болотах. Береза эта занесена в «Красную книгу», но предприятие ежегодно получает разрешение на сбор определенного количества почек. Для приготовления бальзама также необходимы имбирь, мята, мелисса, корень генциана, цветы липы, мускатный орех, иссоп, ирга, валериана.

Биологически активный экстракт из 16 трав составляет лишь 4% от готового напитка. Мастер, делающий настой сегодня, работает на заводе уже 30 лет, и каждый день пробует травяной экстракт на предмет соответствия эталону. Жидкость ядреная. Для получения «Рижского черного бальзама» ее разбавляют колером (карамельным сиропом), черничным и малиновым морсом, спиртом, французскими и армянскими коньяками, перуанским бальзамным маслом и натуральным медом.

Глиняные кувшины для бальзама делали раньше на фарфоровом заводе в Риге. Но в 2000 году на Latvijas Balzams установили сделанное по спецзаказу оборудование. Новая линия требует высокой точности работ, и после ее установки предприятие перешло на немецкие бутылки – в керамических кувшинах местного производства подчас появлялись микротрещины.

Без тары бальзам не хранят и в розлив не продают – считается, что свой окончательный вкус напиток обретает, простояв закупоренным две недели. Глиняный кувшин предохраняет бальзам от воздействия света и резкой смены температур.

Директор завода Latvijas Balzams Юрис Гулбис считает, что целевая аудитория бальзама – люди, пьющие хорошие вина и коньяки: «Это те, кто чего-то добился в жизни, кто умеет выбирать и смаковать напитки». Кстати, согласно маркетинговым исследованиям, торговая марка «Рижский черный бальзам» известна подавляющему большинству россиян еще с советских времен. «СПИ-Трейд» рассчитывает наладить экспорт «Рижского бальзама» не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, Владивосток. Уже сейчас на Россию приходится 60 – 65% всего экспорта этого напитка. Кроме республик бывшего Союза его пьют также в Дании, США и Израиле. Как в коктейлях, так и в чистом виде – бальзам хорош в качестве дижестива.