Top.Mail.Ru
архив

Нужно ли внедрять ERP-систему?

28.02.200500:00

ERP-система (enterpriseresourceplanningsystem, система управления ресурсами) нужна для того, чтобы объединить все подразделения компании и обслуживать их текущие потребности. Говорить о внедрении ERP сейчас почти так же модно, как о появлении собственного PR- или HR-отдела лет пять назад.

Со временем стало ясно, что крупным холдингам, претендующим к тому же на звание публичных, без службы по связям с общественностью и специалистов по humanresources не обойтись. В то время как небольшим компаниям, не стремящимся к открытости, пиарщик вовсе ни к чему, да и кадровые вопросы владелец вполне способен решать самостоятельно.

То же самое, похоже, начнет скоро происходить с ERP-системами. На смену мнению «без этого сейчас никуда» приходит осознание того, чем может обернуться для компании приобщение к этой модной аббревиатуре.

О том, кому нужны ERP-системы, рассуждают Евгений Кабанов, генеральный директор компании «Мир», и Элдар Разроев, президент «Евросети».

 

Евгений Кабанов, «Мир»:«С одной стороны, идея внедрения информационной системы, охватывающей все или почти все аспекты деятельности предприятия, представляется весьма заманчивой: сразу, одним мощным рывком, решить все проблемы, накопившиеся за долгую историю развития компании. С другой стороны, опыт подсказывает, что такой сценарий относится скорее к области «светлой мечты», нежели к категории задач, реализуемых на практике. Мы пользуемся системой, которую сами создавали на протяжении нескольких лет и которую постоянно совершенствуем.Внедрение комплексной информационной системы требует детального описания всей совокупности бизнес-процессов компании. Однако современное предприятие, существующее в жесткой конкурентной среде, постоянно изменяется, что требует практически непрерывной адаптации информационной системы к вновь возникающим требованиям бизнеса и, следовательно, постоянной корректировки уже созданных описаний и соответствующих им настроек системы.В случае, если система действительно охватывает множество взаимосвязанных процессов, любое на первый взгляд несущественное изменение может потребовать открытия проекта, сравнимого по масштабам и, соответственно, по затратам, с проектом по ее внедрению. Логика подсказывает, что такие изменения проще и с меньшими рисками можно реализовать в случае, если информационная система состоит из набора подсистем, обеспечивающих информационную и технологическую поддержку различных аспектов деятельности предприятия. Данный подход не исключает использования ERP-системы, например, в качестве одной из подсистем такого комплекса. При этом, рассматривая варианты использования ERP-системы, следует с самого начала четко понимать, какие процессы она будет охватывать, а какие нет. Но даже и в этом случае может оказаться, что трудозатраты на внедрение и последующую поддержку окажутся существенно выше, чем если решать соответствующие задачи традиционным способом, используя специализированные приложения. Наша компания внимательно следит за рынком ERP-систем и всеми проектами по внедрению таких систем в области ритейла. Мы анализируем опыт наших коллег, пытаемся «примерить на себя» предлагаемые решения.Однако сегодня мы не можем однозначно утверждать, что время внедрять ERP-систему пришло, и соответствующие инвестиции окупятся за приемлемое время. По крайней мере, по отношению к варианту полномасштабного внедрения». 

Элдар Разроев, «Евросеть»:

«ERP-система нужна только тем, кто умеет с ней обращаться. Внедрение системы управления требует осмысленности, и, прежде всего, – от руководства компании. Если руководители не понимают, зачем она, то после внедрения ERP кроме разочарования и потери денег такую компанию ничего не ждет.

Конечно, для артели, специализирующейся на изготовлении валенок или пельменей, или ведущей натуральное хозяйство, ERP не нужна. Но при определенном масштабе бизнеса возникает ситуация, когда либо персонал вынужден тратить значительное время на генерацию всевозможных бумажек и проведение бесконечных совещаний по незначительным вопросам, либо компания начинает использовать автоматизированные системы управления.

Аббревиатура ERP сейчас одна из самых модных в российской бизнес-среде. Видимо, это проявление генетической тяги к «золотой рыбке», исполняющей наши желания. Однако умные «железки» сами ничего за нас не решают. Они способны только работать по заданным специалистами алгоритмам. Поэтому успех внедрения зачастую зависит не от того, какую из ERP-систем компания выбрала, а от того, насколько она готова к формализации своей деятельности.

Еще одна иллюзия, которая существует относительно полезности ERP, – будто бы благодаря внедрению этой системы компания сэкономит деньги. Ничего подобного. Если вы хотите сэкономить, то проще разбить компанию на множество самостоятельных «партизанских отрядов». Это наиболее экономичная форма существования бизнеса. Главное достоинство ERP в другом: эта система позволяет убрать риски в деятельности компании и защитить ее от «личностного фактора». Для этого компания должна быть системной и опираться на четко прописанные бизнес-процессы. Крупная (и не только) компания не должна зависеть от личностных особенностей своих сотрудников. Индивидуальность и креативность хороши только на уровне принятия решения. Рационализация на уровне исполнителей скорее вредна.

Интересный пример вреда рационализации имел место в Тольятти. Через некоторое время после того, как итальянцы построили завод по производству «Жигулей», они приехали проинспектировать его и посмотреть, как работает конвейер. Итальянские инженеры с ужасом увидели, что наши рабочие предлагали много рационализаторских предложений, и, что самой страшное, – намеревались их внедрять, что могло нарушить отлаженный производственный процесс.

Так что ждать пользы от ERP-системы следует только в эффективно работающих компаниях. В этом случае она закрепляет выстроенные бизнес-процессы, помогает поддерживать их в задуманном виде и дает возможность актуального анализа операционной деятельности».

Еще по теме