Top.Mail.Ru
архив

О пользе индивидуального подхода

Бесславно закончилась очередная публичная инициатива руководителя РСПП Аркадия Вольского. Генеральный прокурор Владимир Устинов, хотя и встретился с делегацией союза, но остался абсолютно равнодушен к поступившим от предпринимателей предложениям. Речь шла, прежде всего, о посаженном за решетку главе «Сибура» Якове Голдовском и возможности его освобождения под поручительство членов РСПП, а также о необходимости более деликатного подхода к бизнесменам со стороны правоохранительных органов.

Однако генпрокурор остался глух к просьбам промышленников и предпринимателей, ограничившись циничной рекомендацией по всем вопросам обращаться в суд – перед законом ведь все равны!

Хотя некоторые равнее, например, тот же предсовдир «Сибура» Вячеслав Шеремет, арестованный вместе с Голдовским, но выпущенный из тюрьмы. Вопрос лишь в том, что об индивидуальном подходе не следует просить публично. За Шеремета, по слухам, просили очень и очень деликатно. Едва ли столь мудрый человек, как Аркадий Вольский, этого не знал.

Просто глава РСПП вместе со своими коллегами попытался провернуть рекламную акцию, решив сыграть на ожидаемом освобождении Голдовского (все шло к тому, что глава «Сибура» согласится с требованиями Газпрома «вернуть взад» и получит от следствия послабление). Если бы это произошло, можно было бы говорить о том, что к РСПП прислушиваются, и возглавляемый г-ном Вольским союз «реально отстаивает права и интересы бизнес-сообщества» или что-то в таком духе. Но то ли Голдовский оказался несговорчивым, то ли главу «Сибура» решили сделать крайним во всех художествах прежнего руководства «Газпрома»…

Судя по тому, что Голдовскому ужесточили статью – теперь ему грозит до десяти лет тюрьмы за «присвоение, хищение чужого имущества в крупном размере» – ближе к истине второе предположение. Ведь если прежнее обвинение в «злоупотреблении полномочиями» свидетельствовало о том, что, по мнению следствия, Голдовский всего лишь воспользовался благоприятной для себя как бизнесмена ситуацией и при попустительстве (возможно, корыстном) руководства «Газпрома» совершил некие сделки, то теперь Голдовскому инкриминируется самая активная роль, а подписывавшим все бумаги руководителям газовой монополии – в худшем случае халатность.

А РСПП еще раз продемонстрировал, что никаким реальным влиянием союз не обладает. Власти очень довольны, что появился такой «олигархический» профсоюз, и позволяют г-ну Вольскому забавляться составлением списка приглашенных (который все равно затем редактируется каким-нибудь высокопоставленным кремлевским чиновником) на ритуальные встречи с президентом в Кремле. За год ни одна из серьезных инициатив РСПП не нашла реальной поддержки – ни предложения по улучшению бизнес-климата (валютное регулирование, банковская реформа), ни попытки защитить коллег от силового давления (поручительства за Владимира Гусинского и Якова Голдовского). Показателен и персональный состав участвовавших во встрече с Владимиром Устиновым. Если в случае с Гусинским диалог с властью пытались наладить едва ли не все вошедшие в РСПП олигархи, то сейчас к генпрокурору пришли второстепенные с точки зрения экономического веса фигуры – ветераны предпринимательства Аркадий Вольский и Владимир Щербаков, безуспешно пытающиеся вернуть себе былой статус, и «общественники-тусовщики» Рубен Варданян («Тройка-Диалог»), Олег Киселев («МеталлИнвест»), Василий Шахновский («ЮКОС-Москва»). Все серьезные олигархи (кроме молодого и искреннего Олега Дерипаски) уже поняли, что РСПП – это не более чем красивая вывеска. А вопросы с властью следует решать индивидуально.

Еще по теме