О пользе PR
Один мой знакомый, вполне состоявшийся как профессиональный пиарщик, но внутренне стесняющийся своего ремесла, придумал следующую рекламу своих услуг: «Продвижение, раскрутка брэндов, репутации, управление кризисами. Не PR». Так вот, ниже речь пойдет о PR, а вернее, об отсутствии такового.
На минувшей неделе прогрессивная общественность следила за перипетиями вокруг канала ТВ-6. На первый план вновь выдвинулись хорошо знакомые по предыдущим скандалам вокруг «свободы прессы» фигуры – министр Михаил Лесин, Евгений Киселев и Борис Березовский, у которого канал отбирают. В ряду супостатов независимой прессы всуе упоминалась и нефтяная компания «ЛУКойл», руками которой, собственно, и был удушен последний очаг независимости в российских электронных СМИ. Интерес вызывает как раз ее реакция на происходящее.
Если в страшном сне предположить, что некой западной компании тамошним Белым домом (Даунинг-стрит, Елисейским дворцом) предложено выполнить функцию, аналогичную «лукойловской», то первым делом, вернувшись из Белого дома (Елисейского дворца, с Даунинг-стрит), президент этой компании собирает команду кризисных пиарщиков, которая призвана хотя бы слегка обелить происходящее в глазах общественности. Каким образом – другой вопрос. На то они и профессионалы, чтобы предложить свои варианты выхода из ситуации. У нас – тишина, как на кладбище. Понимай как хочешь: то ли «ЛУКойл» всю жизнь мечтал ликвидировать ТВ-6, то ли его желания случайно совпали с кремлевскими, то ли Вагит Алекперов сводит счеты с Березовским, то ли расчет на то, что все поймут и простят: «прогнули» «ЛУКойл», и он вляпался в это дерьмо с ликвидацией ТВ-6.
Если последняя позиция привычна для аудитории внутрироссийской, якобы равнодушной к спору «хозяйствующих субъектов» (что тоже является большим вопросом), то для внешнего употребления она не годится совершенно. Для компании, имеющей интересы на мировом фондовом рынке, столь злостное невнимание к собственной репутации недопустимо. Тяжело донести до критически настроенного к России западного инвестора мысль, что компания «ЛУКойл» не враг свободной прессы, а случайно попала под кремлевскую «раздачу»; окажись на ее месте любая другая российская компания, то и она бы поступила точно так же. Поди объясни выдвинутому в совет директоров «ЛУКойла» всемирно известному финансисту Марку Мебиусу, что ему предлагают заседать не в правлении каннибальской банды. Попробуй отмыться от редакционной статьи в New York Times, в которой чистоплюй-редактор, знакомый с российской действительностью по репортажам CNN, поставит уважаемую нефтяную компанию в один ряд с режимами Милошевича, Лукашенко и Назарбаева.
Как известно, лучший способ выйти из кризиса – не допускать возникновения кризисных ситуаций. Но если уж такая ситуация возникла, то не стоит ее запускать.