Top.Mail.Ru
архив

О пользе цифрового мусора

15.05.201500:00

Информация, данные – это нефть XXI века. Так считают многие, и в принципе с этим можно согласиться, с одним только но: в отличие от объемов «черного золота» объемы данных с каждым днем увеличиваются, а не уменьшаются. По прогнозам аналитиков, к 2020 г. они вырастут в 44 раза по сравнению с 2009 г. Динамика впечатляющая. Но на самом деле вопрос даже не в объемах. 

Вопрос в том, кто сумеет эти данные лучше, то есть эффективнее, результативнее для развития своего бизнеса обрабатывать. Это точка роста и конкурентное преимущество. При существующих ныне технологиях выгоду можно извлечь из данных, которые еще недавно шли «в отвал» как информационный мусор. Я о так называемой проблеме Big Data, что соответствует русскому «большие данные», то есть неограниченный объем информации и технологии работы с ней. 

Концепция Big Data поначалу угодила в логическую ловушку: говорить о Big Data начали значительно раньше, чем всерьез применять на практике. И завышенные ожидания, как это часто бывает, привели к разочарованию. В результате многие перестали верить, что Big Data может принести коммерческую выгоду. Сегодня, что отрадно, ситуация разворачивается. 

Любопытные в этом смысле результаты показал проведенный в конце 2014 г. опрос по вопросам Big Data руководителей крупных российских предприятий*. Более четверти респондентов из разных отраслей экономики отметили, что склонны воспринимать феномен скорее концептуально, чем технологически. Зато еще примерно четверть опрошенных менеджеров, так или иначе, соотносят Big Data с конкретными технологиями – хранением данных в оперативной памяти или массивно-параллельной обработкой данных. Примерно 24% опрошенных уверены, что это традиционные базы данных с усовершенствованными возможностями. У 18% респондентов даже нашлись собственные формулировки для обозначения Big Data, и к тому же довольно близкие к реальному положению дел. 

То есть в целом у большинства участников опроса уже сформировались представления о Big Data, они вполне осознают, с чем имеют дело. Более того, свыше трети российских компаний, участвовавших в опросе, уже приступили к работе с Big Data. И все больше компаний готовы запустить проекты на основе Big Data не в качестве эксперимента, а с четким пониманием того, какие коммерческие преимущества это им принесет.

На мой взгляд, сегодня Big Data – это уже не просто технология. Это – вполне определенный подход к бизнесу, повышающий эффективность. Те компании, которые уже сейчас начинают нарабатывать информационный капитал, очень скоро начнут преобразовывать его в капитал финансовый.

Ну а тем, кто по-прежнему считает Big Data чем-то слишком заумным или вообще маркетинговым шумом, очень скоро придется догонять уходящий поезд: эксперты IT-индустрии склоняются к тому, что 2015 г. станет для Big Data прорывным. 

* Опрос проходил в рамках исследования по заказу Oracle.

 
Автор: Мария Орловская, региональный директор Oracle в России

Еще по теме