Объективный лоббизм
Несмотря на отсутствие серьезных лоббистских возможностей, Домодедово является первым в списке кандидатов на строительство третьей взлетно-посадочной полосы. Ее постройка сделает аэропорт недосягаемым для конкурентов – Шереметьево и Внуково.
В конце октября стало известно, что Минтранс ведет переговоры с собственником аэропорта Домодедово о строительстве третьей взлетно-посадочной полосы, сообщил министр транспорта Игорь Левитин. «Хотя глава Минтранса традиционно отстаивал интересы Шереметьево, в данном случае Домодедово оказалось куда более подходящей площадкой для строительства третьей полосы», – отмечает источник «Ко». По словам руководителя пресс-службы Домодедово Елены Галановой, стоимость проекта составляет 20,1 млрд руб. Средства выделят из федерального бюджета, сроки реализации – 2013–2015 гг. «При этом мы планируем выкупать земельные участки под строительство третьей ВПП за свои средства, это примерно 2,5 млрд руб.», – отметила Галанова. Однако другой источник «Ко» утверждает, что группа «Ист Лайн» заранее позаботилась об инвестициях в землю и уже выкупила значительную часть площадей. «Аэропорт (Домодедово. – Прим. «Ко») строился на новом месте, что позволило проектировщикам при разработке проекта и в первую очередь генерального плана предусмотреть далекую перспективу и учесть существовавшие в тот период в мировой практике аэропортостроения последние достижения науки и техники», – говорится в обзоре, подготовленном «Прогресстехом». Именно поэтому Домодедово, несмотря на отсутствие поддержки со стороны серьезных лоббистов в правительстве, пока является лидером в «гонке за третью полосу». Примечательно, что газета «Коммерсантъ» в сентябре сообщала, что Домодедово не станет строить третью ВПП, а вместо этого не позже 2014 г. будет реконструирована одна из действующих полос. «Вся беда в том, что прошли те времена, когда для обеспечения пассажиропотока в Домодедово достаточно было одной ВПП. Сейчас задействованы две ВПП, и с течением времени нагрузка по интенсивности ВПО будет только возрастать. Поэтому закрыть ВПП-2 на реконструкцию невозможно, так как Домодедово захлебнется в растущем потоке пассажиров», – поясняет генеральный директор ООО «Прогресстех» Николай Васильев. Но аэропорт уже сейчас перегружен, отмечает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. Представитель грузовой авиакомпании «ЭйрБриджКарго» также жалуется, что возможности Домодедово по перевалке грузов исчерпаны. «Исторически аэропортам в России требовалось почти в два раза больше времени для того, чтобы обеспечить разворот самолета между взлетом и посадкой, по сравнению с западными аэропортами. Стандарт «Авианова» – 30 минут, в то время как по России нормальный показатель – 60 минут. Теряя по 30 минут на каждом развороте, наши самолеты делают в день на один рейс меньше. А один дополнительный рейс каждого самолета в день для нас – это дополнительная возможность снизить тарифы еще на 15%», – добавляет управляющий директор российской бюджетной авиакомпании «Авианова» Эндрю Пайн.
Пассажирские перевозки через аэропорты МАУ
|
Аэропорт
|
2008
|
2009
|
2010*
|
к июню 2009
|
к июню 2008
|
Внуково
|
4539,0
|
4125,9
|
5282,7
|
128,0%
|
116,4%
|
Шереметьево
|
8723,9
|
7995,2
|
10533,1
|
131,7%
|
120,7%
|
Домодедово
|
11955,8
|
9802,5
|
12235,1
|
124,8%
|
102,3%
|
МАУ
|
25218,7
|
21923,5
|
28050,9
|
127,9%
|
111,2%
|
* за 7 месяцев 2010 г.
|
Источник: Прогресстех
|