Обильная щедрость
Коллапс на мировых нефтяных рынках привел политических лидеров арабских стран Ближнего Востока к развилке. Первый путь — обратиться к жесткой бюджетной экономии и экономическому протекционизму. Второй, напротив, предполагает масштабное монетарное вмешательство и налоговое смягчение, подобное тому, к которому прибегла администрация США в 2009 году и прибегает теперь. Похоже, что Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар выбирают именно этот второй путь.
Проблем со сбытом арабской легкой нефти, при всей дешевизне ее добычи и транспортировки, становится все больше, особенно по другую сторону Атлантики. Обращенный к президенту Трампу призыв американского сенатора Кевина Крамера из Северной Дакоты не допустить выгрузки саудовскими танкерами нефти на американские берега наверняка будет иметь продолжение. Особенно на фоне призывов администрации США предоставить частным нефтяным компаниям дополнительные объемы в хранилищах Стратегического нефтяного резерва (SPR) за государственный счет. Тут уж явно не до саудовской нефти. Как происходящее может повлиять на ситуацию в нефтяном королевстве? Дефицит бюджета и потребности в финансировании, разумеется, подскочили.
Но «затягиванию поясов» саудовцы, по всей видимости, предпочитают глобальный совет, недавно данный Bank of America: «Целевые меры воняют скупой аскезой; только неизбирательная, обильная щедрость может сгладить кривую личных и корпоративных банкротств».
Руководство Саудовской Аравии уже выделяет многомиллиардные пакеты поддержки частному сектору и спешно наращивает инвестиции в здравоохранение. Финансовые резервы страны пока что колоссальны, но большой вопрос в том, насколько их хватит, если сбудутся наиболее пессимистичные прогнозы и цены на нефть останутся на годы в районе 15-20 долларов за баррель. Стратегическим решением стали заимствования на внешних финансовых рынках: только в течение одного дня на прошлой неделе на лондонской бирже саудовские долларовые облигации со сроком погашения 5,5, 10,5 и 40 лет были немедленно раскуплены на более чем 42 млрд долларов. Тем временем Абу-Даби и Катар аналогичным образом разместили свои облигации, быстро собрав 17 млрд. Стоит ли удивляться тому, что крупнейшими покупателями арабских долговых обязательств стали Citigroup, Goldman Sachs и HSBC?
В долгосрочной перспективе американские триллионные вливания долларовой эмиссии на финансовые рынки оборачиваются новой волной мировой поддержки доллара со стороны «клиентов» США, среди которых Саудовская Аравия по праву давно и прочно занимает одно из первых мест.
На этом фоне задержка саудовских танкеров у берегов США — это, по сути, хотя и неприятные, но всё же мелочи.
Главные вопросы относятся к долгосрочной, а не к текущей перспективе. При одном из самых низких среди стран G20 соотношении госдолга к ВВП Саудовской Аравии для сбалансированного бюджета при нынешнем уровне расходов требуется среднегодовая цена на нефть около 80 долларов за баррель. В условиях нынешнего ценового коллапса, по прогнозам Moody's, дефицит саудовского бюджета к концу года вырастет более чем вдвое, то есть до 10 % ВВП. Прогнозы МВФ не менее пессимистичны: по его оценкам, шесть аравийских нефтяных монархий во главе с Саудовской Аравией, а также Ирак и Алжир в общей сложности только в текущем году потеряют около 230 млрд долларов в виде неполученных доходов при падении нефтяного экспорта, а экономики даже наиболее благополучных среди них — то есть монархий Аравийского полуострова — сократятся на 2,7 %. Можно сказать, что для аравийских стран — экспортеров «черного золота» возвращаются трудные 80-е годы прошлого века с их стабильно низкими нефтяными ценами — при том, что население с тех пор удвоилось за счет безудержного естественного роста.
Так что «неизбирательная обильная щедрость» за счет эмиссии чрезвычайно политически важна для КСА в целях недопущения волны банкротств в частном секторе и роста безработицы. Ведь стратегической целью амбициозных планов наследного принца и его окружения является перестройка саудовской экономики с увеличением доли высоких технологий, сферы услуг и созданием максимального числа рабочих мест для граждан страны.
Искусственное накачивание экономики необеспеченной эмиссией с неизбежной инфляцией и плавным снижением курса национальной валюты к доллару США представляется здесь меньшим из зол по сравнению с массовым разочарованием в обещанных реформах, безработицей и социальной напряженностью. Насколько существенными окажутся практические меры руководства Саудовской Аравии по ослаблению зависимости от нефтяного экспорта — покажет время. Но «момент истины» уже наступил. С осознанием невозможности сохранения прежних нефтяных стратегий.