Top.Mail.Ru
архив

Обложили меня…

У российского завода Ford во Всеволожске возникли серьезные противоречия с таможней. Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) обязало завод оплатить пошлины на ввоз машинокомплектов Ford Focus, которые прежде никакими сборами не облагались.

Спор возник из-за соглашения №413, подписанного еще в 1998 году между Ford Motor и правительством РФ. Согласно этому документу, завод под Санкт-Петербургом полностью освобождался от уплаты таможенных платежей в течение 5 лет с момента начала сборки машин, то есть с лета 2002 года. С тех пор предприятие оплачивало лишь акцизный налог и НДС, что давало производителю существенное преимущество над конкурентами.

Единственным условием соглашения стало обязательство Ford ежегодно увеличивать локализации производства на 10%. На момент запуска завода благодаря использованию отечественной рабочей силы, электроэнергии и амортизации оборудования локализация уже составляла около 20%. Таким образом, руководству компании оставалось найти поставщиков, которые бы производили 30% комплектующих автомобиля у нас в стране. Но задача эта оказалась им не по силам. Наладив контакты с поставщиками стекол и простейших пластиковых и резинотехнических изделий, автопроизводитель обнаружил, что найти изготовителей качественных сложных узлов и комплектующих у нас в стране практически невозможно. И по истечении четырех лет 40-процентная локализация производства оказалась под вопросом.

Пресс-секретарь компании Ford Екатерина Кулиненко утверждает, что еще 18 мая 2006 года правительством было подписано соглашение №725-р, которое предусматривало квоту на беспошлинный ввоз машинокомплектов и выпуск автомобилей. Однако СЗТУ не признает этот документ и, значительно ужесточив требования по таможенному оформлению готовой продукции, требует от завода уплаты ввозной пошлины на машинокомплекты.

Пока таможня не даст «добро», Ford не имеет права продавать выпущенные автомобили, что в условиях многомесячных очередей за «Фокусами» грозит компании серьезными проблемами со стороны клиентов. Дабы не заставлять покупателей ждать, Ford до разрешения конфликта решил добровольно оплатить таможенную пошлину в размере 15% от стоимости машинокомплекта (цена которого является коммерческой тайной) в надежде вернуть свои деньги, после того как дела будут улажены. Для потенциальных покупателей, которые уже заказали машины, данная ситуация не является опасной; вероятнее всего, цены на предоплаченные машины будут оставлены без изменений, даже если пошлину придется оплачивать заводу.

Но в дальнейшем ситуация трудно прогнозируема. Похоже, Ford оказался в крайне затруднительном положении. Даже если сейчас ему и удастся доказать свою правоту, то перспектива за год увеличить локализацию еще на 10% представляется мало выполнимой. В этом случае компании все же придется включить в цену реализации таможенные пошлины. Конкуренты Всеволожского автозавода – Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan – заранее предупредили возникновение подобной проблемы, подписав с правительством соглашение №166. Оно гарантирует снижение пошлины с 15% до 1 – 3% при условии организации полноценной сборки (со сваркой и окраской кузова) без каких-либо требований по локализации.

Если же Ford не удастся договориться с правительством и его обяжут платить пошлины, то в ближайшее время завод вряд ли сильно пострадает. Спрос на машины заметно превышает предложение, производство не справляется с заказами. Покупателям приходится ждать автомобиль более полугода, и если цены вырастут, эта очередь, возможно, станет несколько короче. Но через 2 – 3 года, когда в России собственные производства запустят Toyota, Volkswagen, Nissan и другие концерны, позиции Ford могут серьезно пошатнуться.

 

Еще по теме