Обмен авиаударами
По данным Росавиации, пассажиропоток между Россией и Украиной за восемь месяцев 2015 г. составил около 800 000 человек – это значит, что годовой потенциал рынка приблизительно равен $200–250 млн.
При этом, как заявил «Ко» генеральный директор сайта «Туту.ру» Дмитрий Храпов, 22% оформляемых билетов приходится на украинских авиаперевозчиков, а более половины всех билетов – на российские авиакомпании, вошедшие в украинский санкционный список.
Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) уже подсчитала, что недополученные доходы составят $35–42 млн, а прямые убытки – порядка $10 млн. При этом, как указала пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая, закрытие воздушного сообщения между странами неизбежно приведет к удорожанию авиабилетов. Коуч по самостоятельным путешествиям Наталья Черкес добавляет, что надо учитывать еще и десятки миллионов долларов убытков украинских аэропортов, которым российские авиаперевозчики обеспечивают заметную часть прибыли.
По предварительным подсчетам, «Аэрофлот» будет терять примерно по 100 млн руб. в месяц, а для всей отрасли авиаперевозок, по словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, ущерб составит примерно 500 млн руб. в месяц, то есть порядка $100 млн в годовом исчислении. «В случае введения запрета на полет авиакомпаниям придется отменять рейсы на Украину и возвращать деньги за проданные билеты. Вероятно, перевозчикам также потребуется скорректировать маршруты, это может привести к сокращению полетной программы из-за вынужденного удлинения пути: облет стоит дополнительных затрат – временных и денежных», – объяснила «Ко» директор по развитию Центра путешествий Pack Bag Анна Уткина.
На особом положении оказалась авиакомания «ЮТэйр» которая не попала в санкционный список. Дмитрий Храпов сообщил «Ко», что, хотя по итогам девяти месяцев на «ЮТэйр» приходилось порядка 13% всех заказанных авиабилетов украинского направления, к настоящему моменту ее доля поднялась до 20%. «ЮТэйр» уже рассматривает возможность увеличить количество рейсов на Украину, хотя, как сказал гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, «вопрос находится в стадии изучения, уж очень быстро меняется ситуация». Неясно однако, сможет ли «ЮТэйр» воспользоваться выпавшим шансом, поскольку министр внутренних дел Украины Арсен Аваков 30 сентября потребовал распространить запрет на полеты и на эту авиакомпанию.
Кто точно сможет получить выгоду – так это компании третьих стран. Министр транспорта России Максим Соколов констатировал, что россиянам придется летать на Украину с пересадками через Белоруссию, Молдавию или Турцию. Заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец уже заявил, что компания может «рассмотреть вопрос об увеличении количества рейсов между Минском и Москвой и Минском и Киевом или отправить по этим маршрутам самолеты большей вместимости». Таким образом, в войне России с окружающим миром опять выигрывает Белоруссия – сегодня же, по данным «Туту.ру», на авиакомпании третьих стран приходится порядка 1% российско-украинских перелетов.