Оборона мостов
Два крупнейших французских владельца торговых сетей - компании Carrefour и Promodes (рыночная капитализация Carrefour - около $34 млрд, Promodes - $13,5 млрд) объявили о предстоящем слиянии. В результате сделки может быть создана вторая по оборотам в мире компания розничной торговли. Объединение видится как ответ на агрессивные действия лидера рынка - американской Wal-Mart, которая с конца прошлого года стремится создать большой европейский бизнес. "Американцы ищут мосты в Европу, а национальные ритейлеры стремятся не превратиться в эти мосты", - заявляют аналитики крупнейших инвестиционных банков. Впрочем, у этого процесса есть и еще один аспект: похоже, ритейл в Европе практически исчерпал возможности сверхбыстрого роста только за счет собственных ресурсов, а ситуация требует все большей и большей активности на "новых" рынках. Так или иначе, превращение Carrefour и Promodes в единую компанию уже в самое ближайшее время вызовет волну новых слияний и поглощений.
Клинч, завершившийся рукопожатием
Новость, которая появилась на биржевых мониторах в последний день лета 1999 года, была неожиданной, хотя уже 1 сентября аналитики опомнились и в комментариях отметили, что дружественное объединение Carrefour и Promodes, лидеров французского рынка супермаркетов, легко можно было предсказать.
После того как в августе лидер мирового рынка ритейла Wal-Mart приобрел контроль над третьей в Великобритании сетью супермаркетов ASDA, а еще раньше купил две некрупные немецкие сети по торговле одеждой и продовольствием; отметку "следить за акциями торговых домов" сделали в рабочих блокнотах все европейские брокеры.
Президенты Carrefour и Promodes Даниэль Бернар и Поль-Луи Галле на брифинге днем позже выглядели очень довольными: им удалось, с одной стороны, провернуть многомиллиардную сделку, прецедентов которой просто нет, не только "без шума и пыли", но и без утечек информации в ходе предварительных переговоров, а с другой стороны, именно используя эффект неожиданности, поднять цены на собственные акции. По словам Поля-Луи Галле, "эта сделка совершена нами прежде всего в нужное время. Сейчас оно позволит нам удвоить количество возможностей, которые имели компании по отдельности".
Параметры сделки известны: по данным Salomon SmithBarney, Carrefour предложил владельцам акций Promodes собственные акции на сумму $16,8 млн. Результатом слияния станет создание крупнейшего в Европе и второго по оборотам в мире владельца ритейловых сетей. Вклад Carrefour в сделку: 351 гипермаркет, работающих под маркой Carrefour (из них 117 - во Франции), сети Erteco, Picard, Compdours Modernes, неплохо известные российским туристам, практически завоеванный компанией рынок Испании, сильные позиции в Италии, Португалии, на Тайване, в Бразилии и в Латинской Америке в целом. Вклад Promodes ненамного меньше: 94 гипермаркета во Франции, лидерство на рынке Бельгии, альянс с крупнейшей торговой сетью Аргентины, масса дружественных контактов и партнерских отношений с ритейлерами всего мира. Кроме того, Promodes контролирует сети Continente, Champion, PromoCash, Prodis. В целом же единая компания будет контролировать 9000 магазинов во всем мире, предполагаемый оборот - около $60 млрд в год. К слову, к этому обороту можно приплюсовать многочисленных франчайзи обеих компаний: так, под маркой Carrefour, по данным компании, во Франции работают 23 гипермаркета, не принадлежащих альянсу.
Поспешность слияния уже вызвала некоторый переполох в Европе. Так, Марио Монти, глава подразделения Еврокомиссии, 2 сентября - видимо, до конца не разобравшись в случившемся - открыто заявил, что не допустит слияния двух компаний. Однако уже через два дня Монти фактически отозвал свое заявление, уточнив, что Еврокомиссия постарается изучить, насколько такая сделка ухудшит положение поставщиков товаров в супермаркеты альянса. Очевидно, что поставщики не против: Carrefour, показавший за первое полугодие 1999 года 30-процентный рост продаж, и Promodes, в котором эта цифра составила около 25%, вместе способны нарастить обороты до еще более высоких показателей. В самой Франции, где сделка получила официальное одобрение на уровне министерства торговли, Бернар и Галле выставляются чуть ли не национальными героями, даром что во многих городах страны альянс станет фактическим монополистом.
Аналитик по рынку ритейла JP Morgan Securities Мириам Ши в своем очередном обзоре охарактеризовала сделку как "триггерную", в корне изменяющую настроения рынка. Впрочем, на дружественное слияние и на преодоление "торгового консерватизма" главы Carrefour и Promodes пошли вовсе не из-за радужных перспектив.
Европа отвечает Wal-Mart
Достаточно нервно отреагировали на сделку французских компаний в европейском офисе нынешнего главного мирового конкурента Carrefour и Promodes - американской Wal-Mart. Представители компании хранили гробовое молчание в течение недели, после чего спикер Wal-Mart официально объявил, что компания вообще не будет давать комментарии по этому вопросу. Wal-Mart можно понять: по крайней мере на нынешний момент Carrefour/Promodes обыграли главного конкурента. Еще в апреле 1999 года по рынку ходили слухи о том, что Wal-Mart ведет переговоры о приобретении бизнеса и Carrefour, и Promodes - как получится. Wal-Mart ставил на успех этих переговоров очень многое: лидеру с годовым оборотом в $136 млрд срочно требовалась крупная компания-"мост", купив которую, можно было начинать масштабную экспансию в Европу. В Wal-Mart, похоже, просто не верили, что французские компании преодолеют свой консерватизм и предпочтут альянс с крупнейшим конкурентом красивой и прибыльной "трансокеанской" сделке, поэтому просто поскупились в предложениях. Теперь хороший "мост" найти практически негде: акции европейских торговых домов резко начали расти, и расходы на возможную покупку пропорционально увеличиваются. Кроме того, сейчас сделать покупку "по-тихому" уже не удается: практически все крупные торговые компании занялись спешным поиском возможных партнеров для слияния.
Борьба крупнейших торговых сетей уже начинает перемещаться на территории, где и Wal-Mart, и Carrefour/Promodes представлены пока не слишком хорошо. Прежде всего это рынок Германии. До слияния французских сетей европейским лидером была немецкая группа Metro - фактический монополист на местном рынке. Пока представители Metro заявили в Financial Times, что они "довольны выбранной стратегией" и не склонны к заключению союзов в ближайшее время. Кроме того, компания уже объявила о начале своего проникновения "в регионы" - в других странах ЕС. Однако аналитики не исключают, что Metro сейчас размышляет: с кем вступить в союз - с Wal-Mart или с французским монстром. С одной стороны, Wal-Mart уже начал в Германии строительство сети магазинов-дискаунтеров, которые напрямую конкурируют с Metro, и превратить конкурента в союзника - неплохая идея (впрочем, практика показывает, что Wal-Mart предпочитает просто покупать часть бизнеса у конкурентов, да и о равноправном альянсе речи идти не может). С другой стороны, Carrefour/Promodes имеет как потенциальный партнер свои преимущества: этот вариант европейской интеграции гарантирует полную безопасность от конкуренции на рынках Германии, перспективные проекты в странах Восточной Европы и в Великобритании, поддержку со стороны ЕС.
Другое "поле сражения" - Великобритания. Ожидается, что в ближайшее время Carrefour/Promodes попытаются приобрести группу Tesco - лидера продовольственного ритейла страны, капитализация которой сравнительно невелика: в 2,7 раза меньше, чем у Promodes, хотя Tesco и близка к нему по оборотам . Английский ритейлер, кстати, имеет партнерские отношения с Promodes, которая развивает на его торговых площадях продажи французских непродовольственных товаров: одежды, бытовой техники. В случае неудачи французский альянс может приобрести ближайшего конкурента Tesco - сеть Safeway, слухи о продаже которой существуют уже не менее года. Wal-Mart, кстати, также не исключает покупки Tesco. Возможна также борьба за голландскую сеть Ahold, а тут к конкурентам может подключиться и Metro.
"Горячий" сектор рынка для всех конкурентов, на который будут брошены основные силы в ближайший год, - достаточно неожиданный. И Carrefour/Promodes, и Wal-Mart, и Metro заявили, что прежде всего инвестируют в создание крупных сетей дискаунтеров. Кстати, именно эту модель ритейлового бизнеса, впервые придуманную все тем же Wal-Mart, Carrefour/Promodes считают оптимальной для проникновения на рынки Восточной Европы. Общепринятая стратегия "закрепления", которая предшествует экспансии на новых рынках, - открытие гипермаркетов в крупных городах и раскрутка брэнда. Пока такое "закрепление" Carrefour/Promodes произошло только в Чехии (два магазина Promodes) и в Польше (три гипермаркета Carrefour). Впрочем, вероятно, после быстрого решения "германского вопроса" инвестиции и Carrefour/Promodes, и Metro - а возможно, и Wal-Mart - будут направлены именно в этот регион. Российским компаниям, планирующим развитие своих сетей хотя бы в городах-миллионерах, остается жить без западной конкуренции всего несколько лет.