Обойдемся без ипотеки?

Основной ущерб, который финансовый кризис нанес рынку страхования квартир и домашнего имущества, связан со свертыванием ипотечного кредитования. Как известно, раньше страховые компании шли в «арьергарде» банков, страхуя имущество заемщиков. Теперь для компенсации потерь страховщики будут вынуждены расширять прямые продажи, снижать тарифы, предлагать рассрочки и разрабатывать более бюджетные страховые продукты. Тем не менее эксперты предполагают, что в 2009 году сегмент вырастет на 5 – 10%.

Влияние финансовой нестабильности на рынок страхования квартир и домашнего имущества в целом оказалось неоднозначным. Опрошенные «Ко» эксперты высказали диаметрально противоположные мнения о том, как развивалась ситуация. Так, директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев утверждал, что по итогам прошлого года темпы роста сегмента в целом упали в 2 – 3 раза. В то же время директор дирекции имущественного страхования СК «Пари» Ирина Двойникова считает, что финансовый кризис кардинально не изменил ситуацию. «Интерес к страхованию квартир и загородных домов в последние несколько лет возрастал, это было обусловлено стабильными доходами населения, возможностью улучшить жилищные условия, купить загородную недвижимость, сделать дорогой ремонт в квартире. На данный момент о спаде этого интереса речи не идет, люди все так же, и даже больше, задумываются о сохранении нажитого имущества в условиях кризиса, когда нет уверенности в завтрашнем дне, и в этом случае страхование – это реальная возможность защитить накопленное», – полагает представитель «Пари».
Артем Искра, директор департамента страхования имущества физических лиц РОСНО, считает, что «рынок замер на уровне 2008 года».
Снижение темпов роста в сегменте жилищного страхования прежде всего связано со свертыванием ипотеки – страховки всегда «сопровождают» банковские кредиты.
«Большинство страховщиков отмечают падение месячных объемов страховых премий по ипотеке примерно на 50%», – говорит заместитель директора центра андеррайтинга имущественных и сложных технических рисков компании «ГУТА-Страхование» Елена Фокина. Однако, признавая этот факт, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование» Наталья Карпова оговаривается, что, несмотря на проблемы на ипотечном рынке, «мы не видим оснований для снижения интереса к страхованию, поскольку именно нестабильность делает собственников квартир и загородных строений более осмотрительными и осторожными. В условиях затрудненного доступа к кредитам страхование, как инструмент риск-менеджмента, ценится выше, что мы видим на собственном опыте».
Обобщая эти противоречивые мнения, можно констатировать, что, по-видимому, о спаде спроса речь действительно не идет, но рост продаж снизился до минимальных величин. 

Новые каналы
Свертывание ипотеки для страховых компаний означает, прежде всего, перекрытие одного из каналов продвижения своих продуктов. Таким образом, стоит ожидать, что финансовый кризис побудит страховщиков искать для данного сегмента новые способы интенсификации продаж. Большинство опрошенных «Ко» страховых компаний констатируют, что они действительно заняты подобными поисками. Директор департамента ипотечного страхования РОСНО Арсен Широян признает, что «эти тенденции (свертывание ипотеки при сохранении спроса в других сегментах. – «Ко») подтолкнули нашу компанию к поиску альтернативных каналов реализации полисов страхования».
«Компенсировать снижение поступлений от кредитного страхования мы намерены за счет продвижения розничных продуктов, развития продаж через Интернет и call-центр, предполагающих существенную экономию для наших клиентов», – соглашается Наталья Карпова из «Ренессанс страхования».
Ирина Двойникова из «Пари» добавляет, что многие посреднические организации (брокеры, агенты), которые ранее занимались только ипотечными программами, сейчас готовы активно выйти на рынок страхования квартир и домашнего имущества. К расширению спектра услуг страхования имущества физических лиц на данный момент приходят практически все участники страхового рынка, которые хотят в кризис остаться на плаву.

Антикризисная дешевизна
Немаловажным методом «компенсации» снизившегося спроса являются также специальные «антикризисные» предложения. Как отмечает Артем Искра из РОСНО, «в период кризиса компании начинают более сегментированно подходить к своим портфелям, предоставляя снижение тарифов, рассрочку платежей и т. п. в благополучных сегментах».
«В условиях финансовой нестабильности страхователям-заемщикам все сложнее осуществлять платежи в срок и в полном объеме. «ГУТА-Страхование» придерживается политики удержания клиентов, в связи с чем компания гибко реагирует на потребности страхователя, применяя рассрочки платежей либо отсрочку оплаты очередного взноса», – соглашается Елена Фокина из «ГУТА-Страхования».
Многие компании, особенно небольшого уровня, чтобы привлечь или удержать клиента, идут на явный демпинг в тарифах. Находит распространение франшиза – при помощи этого механизма клиент может снизить стоимость страховой услуги, но зато все мелкие убытки не перекладывать на плечи страховщика, а нести самому.
В «Ренессанс страховании» сообщают, что делают ставку на продукты, которые избавят клиентов от основных рисков и будут содержать в себе бюджетосберегающие опции, такие как франшиза и различные скидки, например, при покупках через Интернет. В части страхования квартир была запущена программа, включающая пять возможных вариантов «комплектации» для квартир и три варианта для домов и дач. В компании «ГУТА-Страхование» запущен полис, предусматривающий 8 вариантов страхового покрытия и не покрывающий риски уничтожения несущих конструкций (стен и перекрытий). Таким образом, клиентам предлагают экономить прежде всего за счет уменьшения числа страхуемых рисков.
В компании «Пари» говорят о «недорогих комплексных коробочных продуктах».
И только в «Ингосстрахе» утверждают, что финансовый кризис не побуждает их выдумывать что-то новое, поскольку до сих пор компания имела самый широкий спектр каналов продаж и длинную линейку продуктов. «Наша продуктовая линейка уже несколько лет очень широка, можно выбрать продукт на любой вкус. Мы привлекаем клиентов своей надежностью и отработанным сервисом. У нас не возникает необходимости что-то выдумывать особенное, лишь бы заработать. Предпочитаем оказывать классические услуги страхования по адекватной качеству цене», – говорит директор департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.

Все будет хорошо
Что касается перспектив рынка жилищного страхования в нынешнем году, то эксперты предпочитают экстраполировать нынешнюю ситуацию и предсказывают, что сегмент пребудет до конца года в «стабильно застойном» состоянии. Арсен Широян из РОСНО считает, что «динамика рынка страхования имущества в целом останется на уровнях 2008 года (плюс-минус 10%)». Примерно такой же прогноз (но в более оптимистичных тонах) дает и Виталий Княгиничев из «Ингосстраха»: «Про динамику роста в 60 – 70%, как в прошлые годы, можно забыть, но, полагаю, в целом классический рынок страхования имущества, если не включать ипотеку, все равно немного вырастет, процентов на 10 минимум».
«В этом году рынок вряд ли будет расти, но и существенного падения при благоприятной рыночной конъюнктуре мы не ожидаем. В целом объем сборов страховщиков увеличится примерно на 5%, мы же планируем на этот год умеренный рост на уровне 5 – 7%», – уверена Наталья Карпова из «Ренессанс страхования».
Таким образом, несмотря на общую неопределенность ситуации и на обещанную Алексеем Кудриным «вторую волну» кризиса, и также на свертывание ипотеки, эксперты уверены, что спада на рынке страхования жилья и домашнего имущества не будет, а при хорошем стечении обстоятельств возможен даже рост в размере 5 – 10%. 
Правда, как замечает Артем Искра из РОСНО, более 25% страховых компаний в 2009 году уйдут с рынка в результате банкротства или слияния/поглощения более крупными структурами. Таким образом, произойдет консолидация, но этот процесс со спецификой страхования квартир уже не связан.