Обратная сторона госзаказа

19.12.202212:41

Одним из нарождающихся трендов следующего года эксперты называют битву за госзаказ. Они практически едины во мнении, что под флагом достижения технологического суверенитета в сторону этого мегазаказчика будут двигаться все — даже те бизнесы, которые еще недавно держали за правило не вступать в отношения с государством. А что, если за госзаказ бороться не нужно? Что, если госзакупки гарантированы тебе изначально — с момента запуска производства, и не на год, а на целых 10 лет? Бизнес-утопия? Ничуть. Такой механизм уже есть, и называется он «офсетный контракт».

Офсетные контракты изначально были задуманы как способ сократить зависимость от иностранных производителей и поставщиков высокотехнологичной продукции. Причем случилось это задолго до того, как тотальная технологическая и экономическая блокада не оставила стране другого выбора.

Их главные задачи — быстро локализовать в стране сложные высокотехнологичные производства, обеспечить внутренних заказчиков дефицитной продукцией и создать новые рабочие места на производствах. И сделать это без нагрузки на бюджет, за счет средств частных инвесторов.

Модель офсетного контракта понятна и предельно проста: инвестор вкладывает деньги в создание новых производств, а государство покупает у него продукцию и тем самым обеспечивает гарантированный рынок сбыта.

Начало было положено в 2016 году, когда были внесены изменения в закон о госзакупках. А уже в 2017 году Москва первая из российских регионов заключила офсетный контракт.

В российской практике офсетный (от англ. offset — «вознаграждение», «компенсация», «встречное требование») контракт известен как «контракт со встречными инвестиционными обязательствами». Именно так называют механизм государственно-частного партнерства, при котором госзаказчик гарантирует бизнесу закупку производимых им товаров или услуг в определенном объеме в течение обозначенного времени (до 10 лет). Бизнес, в свою очередь, обязуется построить новые или модернизировать старые мощности для выпуска необходимого государству вида продукции.

Иными словами, речь идет о контракте жизненного цикла, так как инвестору придется взять на себя все этапы организации выпуска продукции — от проекта будущего предприятия до запуска и организации логистики.

Причем это будет «сделка под ключ», так как заказчик только получает готовую продукцию в задокументированные сроки по оптимальной цене.

прочитать весь текст

«Для Москвы офсетные контракты стали эффективным инструментом замещения иностранной продукции в социально значимых сферах, стимулирования инвестиций и появления новых рабочих мест. А для бизнеса — это в первую очередь гарантия долгосрочного сбыта, так как город обязуется выкупить фиксированный объем выпускаемой продукции. За пять лет Москва заключила пять таких соглашений, по условиям которых инвесторы вложат в создание новых и модернизацию существующих производств 12,9 млрд рублей, а столица закупит у них продукцию почти на 73 млрд рублей. Кроме того, компании при реализации таких проектов в столице могут рассчитывать на дополнительные льготы в рамках действующих мер поддержки: снижение налогов, льготную арендную ставку за землю, субсидирование расходов на подключение к сетям и другие преференции. Например, компании „Биокад“, „Гемамед“ и „Р-Опра“ разместили свои производственные площадки в особой экономической зоне «Технополис Москва», где получают льготы благодаря статусу резидента.

Московское правительство гарантировало «Биокаду» минимум семь лет госзакупок Фото: Владимир Новиков, пресс-служба мэра и правительства Москвы / Агентство «Москва»

Для резидентов ОЭЗ обнулены имущественный, транспортный и земельный налоги, ставка налога на прибыль составляет 2%, также действуют льготы по аренде земли», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Первый офсетный контракт с московским правительством заключила биотехнологическая компания «Биокад». Условиями соглашения предусмотрены инвестиции в размере 5,4 млрд рублей — на эти деньги бизнес построил фармацевтический завод в Зеленограде. Предприятие обеспечивает работой 170 человек, его отличает система контроля качества по международным стандартам (GMP). Производственный комплекс «Биокад» оснащен высокотехнологичным оборудованием, химико-аналитической и микробиологической лабораториями.

Здесь производят лекарства для терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний по полному циклу — от создания субстанции до упаковки готового препарата.

В 2021 году «Биокад» начал отпуск продукции городу — тогда в медучреждения поступили около 290 тысяч упаковок. К ноябрю 2022‑го объем поставок достиг 600 тысяч упаковок.

Поставки препаратов для терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний предусмотрены в течение семи лет.

прочитать весь текст

Готовность инвестировать

Офсетный контракт отвечает одному из важных требований инвесторов в новый, а особенно высокотехнологичный бизнес, которому требуется значительное время для развития — гарантированные закупки. Такие контракты заключаются на срок до 10 лет, что позволяет компании не только встать на ноги, но и адаптировать продукцию под негосударственных заказчиков, а также найти новых партнеров для реализации товаров.

Учитывая, что Москва — один из крупнейших госзаказчиков в стране и регион, доказавший свою экономическую устойчивость, партнерство с городом становится фундаментом бизнес-благополучия. «Для бизнеса сейчас самая трепетная вещь — гарантированный объем закупок. И под эти объемы бизнес готов инвестировать в обновление, модернизацию своего производства, входить в кредитные обязательства. Поэтому в сегодняшней экономической и политической обстановке очень ценно, что офсетный контракт предлагает именно такую гарантию со стороны государства», — отмечает председатель комитета МТПП по развитию инвестиционной среды для бизнеса, инвестор АО «А. Консалт» Анна Вовк.

Кроме того, компания может рассчитывать на помощь из столичного бюджета, в том числе предоставление городской земли за один рубль в год для размещения производства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов, на налоговые преференции и иные меры поддержки. Все это повышает уверенность предпринимателей в завтрашнем дне, позволяет им расширять горизонт планирования и, что крайне важно, долгосрочного инвестирования, без которого развитие сложных производств невозможно.

Для наукоемких, технологически развитых областей механизм офсетных контрактов предлагает самые гибкие и перспективные возможности для развития. «Нам сейчас в кратчайшие сроки нужно нарастить потенциал, который необходим, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке и технологически независимыми. И кому как не Москве начать это движение», — говорит Анна Вовк.

Однако несмотря на то, что механизм содержит законодательно определенные преференции для бизнеса, не всем инвесторам доступны эти возможности. По словам вице-президента Московской ТПП Александра Крутова, формат трудно назвать универсальным, ведь речь идет о создании или развитии производства, покупке оборудования, о серьезной работе с персоналом. Все-таки отраслевая специфика и масштаб бизнеса диктуют свои особенности.

Кроме того, замечает Крутов, есть и определенные риски, связанные с фиксированной стоимостью сбыта, что требует чрезвычайно тщательного финансового обоснования проекта для самого инвестора.

«Таким образом, мы можем говорить о создании качественного инструмента для профессионалов. Может ли быть такой продукт массовым? Скорее да, если общее качество российского бизнеса и уровень его ответственности будут расти, но это наша общая забота», —отмечает Александр Крутов.

По его мнению, офсет —это один их немногих форматов взаимодействия с государством, прямо предполагающих локализацию производственных мощностей. Это серьезный шаг в правильном направлении. Но без связки с иными системными механизмами поддержки инвестиционного интереса к созданию нового производства, развития НИОКР на базе отечественных научных центров и подготовки профессиональных кадров говорить о полноценном технологическом суверенитете было бы опрометчиво. 

Развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта — одно из приоритетных бизнес-направлений для заключения офсетных контрактов в Москве. Фото: Агентство «Москва»

Офсет в деталях

Очевидно, что собственное производство социально значимых товаров — основа технологического суверенитета.

Особенно если речь идет о вопросах демографии и здоровья нации. Потому одно из самых популярных офсетных направлений в Москве — фармацевтика.

По условиям уже заключенных в фармотрасли контрактов поставщики-инвесторы взяли на себя обязательства в течение 2–4 лет локализовать производство на территории города Москвы — часть линий уже запущена. Столичные власти обязались производить закупки выпускаемой продукции на общую сумму более 33 млрд рублей.

Таким образом, городские власти гарантируют стабильность поставок широкой номенклатуры лекарственных препаратов в медицинские учреждения Москвы.

Причем речь идет о новейших разработках. Как подчеркивает член московского регионального отделения «Деловой России», эксперт по вопросам развития и государственной поддержки бизнеса Алексей Хижняк, офсетные контракты в области фармацевтики — важная составляющая часть программы перевода столичной системы здравоохранения на ценностно-ориентированные подходы. «Акцент делается не на объеме медицинской помощи, а на конечном результате, которого можно достигнуть при работе по такой системе.

И одной из ключевых задач становится разработка передовых решений в области лечения сложных заболеваний, особенно в условиях внешних ограничений поставок лекарств», — отмечает он.

Первым российским офсетом в 2017 году стал контракт с производителем лекарств для терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний — компанией «Биокад». В 2018 году участником московской офсетной программы стала компания «Р-Опра» (входит в группу «Р-Фарм»). Согласно контракту, инвестор вкладывает 5,4 млрд рублей в производство лекарств госпитального сегмента, город гарантирует заказ на сумму 18,4 млрд рублей. При этом в компании сообщают, что свои обязательства по объему инвестиций даже перевыполнили — строительство завода в Алабушево обойдется более чем в 8,5 млрд рублей. Правда и производить здесь планируют продукцию не только для нужд Москвы.

По словам гендиректора «Р-Фарм» Василия Игнатьева, треть продукции завода компания намерена поставлять для системы здравоохранения столицы, остальное — разным заказчикам, в том числе из других регионов. Василий Игнатьев подчеркивает, что это вторая площадка «Р-Фарм» в столице, что неудивительно, так как этот регион — один из самых привлекательных в стране для инвесторов. Неслучайно, по его мнению, здесь получили такое развитие офсетные контракты, предусматривающие максимально выгодные для бизнеса условия.

В 2021 году такой формат взаимодействия с госзаказчиками выбрал и Московский эндокринный завод, который планирует за два года наладить на модернизированных технологических линиях выпуск антибактериальных и анальгезирующих препаратов, антидепрессантов и других лекарственных средств. При инвестициях в один миллиард рублей будут гарантированы закупки на 1,1 млрд рублей в течение восьми лет.

Кроме того, анонсированы еще четыре бизнес-проекта в сфере производства лекарств по модели офсетных контрактов.

Один из них предусматривает вложения одного миллиарда рублей в производство свыше 40 различных препаратов по международным непатентованным наименованиям. Благодаря другому проекту с инвестиционной емкостью 800 млн рублей город откроет собственное производство иммунодепрессантов и противоопухолевых препаратов. Также есть предварительные договоренности с компаниями — производителями кардиопротекторов, противовоспалительных, гипогликемических и антигистаминных препаратов.

Исходя из результатов первых офсетных контрактов в 2022 году, город принял стратегическое решение расширять практику на максимально возможное число отраслей городского хозяйства. Сейчас в процессе обсуждения несколько десятков новых контрактов, что позволит запустить в городе новые высокотехнологичные производства.

Благодаря офсетным контрактам в Москве теперь есть собственное производство продуктов для детей и беременных женщин, которые ранее импортировались. В городе начат выпуск смесей, соков, пюре, каш для нужд городских молочных кухонь — всего 38 позиций. Поставки начались в начале 2022 года, и за семь месяцев 2022 года инвестор поставил столице более 26 тысяч тонн продукции.

Это на 100% удовлетворяет потребности более 250 молочных кухонь Москвы и перекрывает до 20% столичного рынка таких продуктов в целом. Город будет закупать молочную продукцию в течение восьми лет на сумму 30,6 млрд рублей. В то время, как молокозаводы потратили на модернизацию около 2,1 млрд рублей. В частности, были существенно обновлены старые линии и открыты новые на Царицынском и Лианозовском молочных комбинатах.

прочитать весь текст

Без бюджета

Для города выгоды от применения офсетных контрактов столь же очевидны. Бюджет за счет фиксации выгодной заказчику цены на будущую продукцию экономит в среднем около 20%. По уже заключенным контрактам эта экономия уже составила порядка 18 млрд рублей.

Власти города участвуют и в законотворчестве в сфере офсетов. Во многом практика реального применения этого формата в Москве приводит к дальнейшей регуляторной эволюции. К последним важным решениям относится инициатива Москвы, воплотившаяся в федеральный закон летом 2022 года. Она подразумевает снижение порога входа в офсетные контракты с одного миллиарда рублей до 100 млн рублей, что позволит расширить круг инвесторов.

«Это очень приемлемая цифра для большинства инвесторов в малом и среднем бизнесе», — высказывает уверенность Анна Вовк.

Причем эта цифра комфортна не только для Москвы, но и для большинства регионов. Об этом говорят результаты исследования «Офсетный контракт 2.0» юридической компании You & Partners. Хотя 26 регионов высказались за еще большее снижение порога входа — до 50 млн рублей.

Еще одно важное законодательное новшество — возможность подписывать контракты не с одним, а c двумя и более субъектами РФ (сумма капиталовложений при этом должна быть не менее 400 млн рублей). И это сильно расширяет число потенциальных инвесторов, так как не «привязывает» инвестора к месту. Согласно закону, производство не обязательно должно быть локализовано в том же регионе, который выступает заказчиком по офсетному контракту.

Кроме того, с 2022 года предметом офсетного договора могут быть и услуги. Приоритетными бизнес-направлениями для заключения офсетных контрактов в Москве называют услуги связи, переработку и утилизацию отходов, экзопротезирование и развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта.



Региональные перспективы

Особое звучание офсетный контракт как механизм получил в этом году. Ведь фактически он представляет собой реализованный и показавший свою жизнеспособность кейс, который с легкостью можно масштабировать на другие регионы, считают эксперты.

«Первые контракты показали хороший результат, и понятно, что эта деятельность будет мультиплицироваться: бизнес посмотрел, как все происходит, и теперь желающих подключиться станет гораздо больше», — полагает Анна Вовк.

Опрошенные «Компанией» эксперты подчеркивают, что такой путь взаимодействия с инвесторами вполне логичен для грамотного хозяйствующего субъекта. В рамках контрактов производится продукция, которая всегда нужна городу. Ее выгодно производить на месте и закупать по заранее оговоренной стоимости, не переплачивая сторонним поставщикам.

И даже после истечения сроков контракта в городе остаются производственные мощности, рабочие места, технологии и налоговые поступления.

Пока офсетные контракты остаются экзотикой для других российских регионов, хотя в 90% из них знают о такой инвестиционной модели, а примерно треть областей обсуждает возможность ее применения — такие цифры содержатся в исследовании «Офсетный контракт 2.0».

Реальные договоры пока подписаны только в Башкортостане (на поставку троллейбусов) и в Подмосковье (на производство лекарств).

Но интерес к офсетному механизму быстро растет: это видно по недвусмысленным сигналам от властей Санкт-Петербурга, Самарской, Иркутской и Тамбовской областей. А 10 регионов уже подготовили для этого всю необходимую административную базу.

Российское правительство развитие подобных механизмов поощряет. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил о том, что у компаний-резидентов должны быть доступ к длинному финансированию и гарантированный долгосрочный спрос, в том числе с помощью внедрения офсетных контрактов.

Можно быть уверенным, что в следующем году мы увидим рост их числа: успешные московские кейсы уже есть, следовательно, есть что масштабировать. А массовый исход иностранных производителей с российского рынка гарантированно ускорит этот процесс. И вероятнее всего, через два-три года офсетные контракты из экзотики станут такой же обычной практикой государственно-частного партнерства, как концессионное соглашение или контракт жизненного цикла.