Образ жизни – MBA

01.04.200200:00

Стереотипное представление об учебе в бизнес-школе – тотальная занятость слушателей, у которых якобы ни на что, кроме постижения премудростей науки управления, времени не остается. Опросив выпускников западных школ, мы выяснили, что на самом деле все совсем не так.

 

Выпускники бизнес-школ вовсе не отрицают, что учеба в MBA была одним из самых напряженных периодов в их жизни. Времени постоянно не хватало. Очень часто приходилось работать по двадцать четыре часа в сутки.

«Нагрузка в бизнес-школах такова, что свободного времени остается очень мало, – говорит Сергей Лихарев, выпускник американской школы Johnson, коммерческий директор компании Golden Telecom. –У всех студентов учебные дни и часть выходных уходят на зубрежку».

По словам выпускников, особенно туго приходится в первое время. «В первый год приходится изучать обязательные предметы, – вспоминает Татьяна Лозанская, выпускница Stanford, ныне руководитель программ технического содействия американской компании IFC. – На втором году обучения появляется возможность выбирать предметы, и ритм студенческой жизни становится более спокойным. Тем не менее учеба в бизнес-школе MBA куда сложнее, чем последующая работа».

Но даже при всех этих трудностях у слушателей бизнес-школ есть время расслабиться. «Несколько вечеров в неделю студенты встречаются в пабах или на специальных вечеринках, – говорит Андрей Маршак, выпускник школы Yale, финансовый аналитик компании «АТОН». – В школах многие пытаются поддерживать привычный образ жизни: занимаются спортом, посещают театры, музеи и даже путешествуют».

 

От сессии до сессии живут студенты весело

 

В американских бизнес-школах четыре учебных дня в неделю. В Европе на одногодичных программах приходится учиться пять, а то и неполных шесть дней в неделю. Классы (так в школах бизнеса обычно именуют университетские «пары») начинаются не позднее девяти утра и заканчиваются около пяти-шести вечера.

Утренний подъем студента зависит от того, сколько времени уходит на дорогу в школу. «Я жил в небольшом пригороде, откуда до школы было около получаса езды, – вспоминает Сергей Лихарев. – Каждый день я вставал в семь тридцать, и на все сборы оставалось не более получаса».

После второй пары предусмотрен перерыв на ланч, во время которого, впрочем, студенты заняты не только поглощением пищи. «Многие во время обеда лихорадочно бросались к Интернет-терминалам, чтобы отследить последние изменения на рынке и уточнить курсы акций», – рассказывает Сергей Лихарев.

Обед – еще и хорошая возможность для обмена информацией относительно карьерных перспектив. «В школе IMD студенты не перестают общаться в перерывах между занятиями, – говорит Дмитрий Конов, выпускник IMD, управляющий директор по корпоративным финансам в Доверительном и Инвестиционном банке. – Такую возможность дает постоянная рокировка студентов в группах. В итоге за год почти все слушатели успевают перезнакомиться друг с другом».

После обеда занятия возобновляются. Как правило, это еще две или три пары. Затем слушатели либо разъезжаются по домам, либо работают в группах над кейсами. «В моей школе вторая половина дня отводилась всевозможным собраниям клубов по интересам», – вспоминает Татьяна Лозанская.

Вечер каждого учебного дня (и, как правило, одного из выходных) посвящен выполнению домашнего задания.

 

Жизнь прекрасна

 

При всех нагрузках у слушателей бизнес-школ все же остается время на полноценную жизнь. «Пару часов на то, чтобы сходить на вечеринку или поболтать с друзьями за кружкой пива, все равно можно выкроить», – убежден Сергей Лихарев.

Большое внимание в школах уделяется спорту. В мае в Париже проходят MBA Olympics – «Олимпийские игры», устраиваемые европейскими бизнес-школами. «Я лично присутствовал на таких играх и болел за команду своей школы. Первый приз, полученный на МВА Olympics – очень престижная награда», – говорит Владимир Савов. «На этих играх я выступал в сборной футбольной команды. Мы играли со сборной английской LBS», – рассказывает Дмитрий Конов.

«По субботам я ходил в спортзал, – рассказывает Владимир Савов, выпускник LBS, финансовый аналитик компании Brunswick UBS Warburg. – Часто посещал матчи по футболу и регби».

Почти все студенты увлекаются каким-либо видом спорта. «Я занимаюсь баскетболом с детства, а в бизнес-школе часто играл в футбол и волейбол», – говорит Дмитрий Конов. «Даже обучаясь в Johnson, я не изменил своим привычкам и продолжал заниматься айкидо», – вспоминает Сергей Лихарев.

Досуг слушателей зависит от месторасположения школы бизнеса. В крупных городах студентов окружает масса соблазнов, перед которыми трудно устоять. «Мне в этом плане очень повезло, поскольку Johnson находится в небольшом городке Итака, откуда до настоящей цивилизации довольно далеко», – считает Сергей Лихарев. А вот студентам, оказавшимся в самом эпицентре «сказочной» заграничной жизни, часто приходится проверять свою силу воли.

«Конечно, там доступны очень многие вещи, но учеба настолько «грузит», что после занятий ни на что не остается сил, – говорит Андрей Маршак. – Тем не менее студенты ведут активную жизнь. Они отмечают Halloween, день иностранного студента, устраивают различные университетские праздники, организуют капустники. Очень популярны СТЭМы (студенческие театры эстрадных миниатюр)».

Время от времени слушатели школ даже позволяют себе путешествия. Благо в Европе до соседней страны – рукой подать. «За время учебы я смог поездить по Европе и побывал в Италии, Франции и Германии, – вспоминает Дмитрий Конов. – А летом посетил Калифорнию».

Впрочем, путешествия некоторых студентов носят сугубо деловой характер. «На втором году обучения мне пришлось довольно много поездить по Англии, – рассказывает Владимир Савов. – В это время в LBS все сосредоточены на поиске работы, приходится наносить визиты в английские компании».

Вообще говоря, для слушателя бизнес-школы свободное времяпрепровождение – тоже своего рода работа. В пабе, спортзале, на вечеринках – повсюду студенты строят свою будущую карьеру. Ведь многие приезжают в бизнес-школы не столько ради знаний, сколько для налаживания деловых контактов с коллегами из разных стран.

 

Чем они занимаются

Режим рабочего дня слушателя бизнес-школы Johnson

 

7.30 – 8.40 Подъем, душ, чашка кофе, перемещение из дома в кампус

8.40 – 9.55 Первая «пара»

9.55 – 10.10 Кофе-брейк – общая тусовка студентов, профессоров, декана и представителей администрации

10.10 – 11.25 Вторая «пара»

11.25 – 13.20 Ланч, чтение электронной почты, деловой прессы и новостей в Интернете, общение по «аське» с друзьями в России

13.25 – 16.10 Третья и четвертая «пары»

16.10 – 19.00 Возвращение домой, обед, отдых

19.00 – 1.00 Индивидуальная или групповая работа над домашним заданием. Осенью (иногда) заменяется на посещение презентаций работодателей. В четверг (всегда) заменяется студенческими вечеринками, походами в паб, боулингом, караоке.

 

Стереотипное представление об учебе в бизнес-школе – тотальная занятость слушателей, у которых якобы ни на что, кроме постижения премудростей науки управления, времени не остается. Опросив выпускников западных школ, мы выяснили, что на самом деле все совсем не так.

 

Выпускники бизнес-школ вовсе не отрицают, что учеба в MBA была одним из самых напряженных периодов в их жизни. Времени постоянно не хватало. Очень часто приходилось работать по двадцать четыре часа в сутки.

«Нагрузка в бизнес-школах такова, что свободного времени остается очень мало, – говорит Сергей Лихарев, выпускник американской школы Johnson, коммерческий директор компании Golden Telecom. –У всех студентов учебные дни и часть выходных уходят на зубрежку».

По словам выпускников, особенно туго приходится в первое время. «В первый год приходится изучать обязательные предметы, – вспоминает Татьяна Лозанская, выпускница Stanford, ныне руководитель программ технического содействия американской компании IFC. – На втором году обучения появляется возможность выбирать предметы, и ритм студенческой жизни становится более спокойным. Тем не менее учеба в бизнес-школе MBA куда сложнее, чем последующая работа».

Но даже при всех этих трудностях у слушателей бизнес-школ есть время расслабиться. «Несколько вечеров в неделю студенты встречаются в пабах или на специальных вечеринках, – говорит Андрей Маршак, выпускник школы Yale, финансовый аналитик компании «АТОН». – В школах многие пытаются поддерживать привычный образ жизни: занимаются спортом, посещают театры, музеи и даже путешествуют».

 

От сессии до сессии живут студенты весело

 

В американских бизнес-школах четыре учебных дня в неделю. В Европе на одногодичных программах приходится учиться пять, а то и неполных шесть дней в неделю. Классы (так в школах бизнеса обычно именуют университетские «пары») начинаются не позднее девяти утра и заканчиваются около пяти-шести вечера.

Утренний подъем студента зависит от того, сколько времени уходит на дорогу в школу. «Я жил в небольшом пригороде, откуда до школы было около получаса езды, – вспоминает Сергей Лихарев. – Каждый день я вставал в семь тридцать, и на все сборы оставалось не более получаса».

После второй пары предусмотрен перерыв на ланч, во время которого, впрочем, студенты заняты не только поглощением пищи. «Многие во время обеда лихорадочно бросались к Интернет-терминалам, чтобы отследить последние изменения на рынке и уточнить курсы акций», – рассказывает Сергей Лихарев.

Обед – еще и хорошая возможность для обмена информацией относительно карьерных перспектив. «В школе IMD студенты не перестают общаться в перерывах между занятиями, – говорит Дмитрий Конов, выпускник IMD, управляющий директор по корпоративным финансам в Доверительном и Инвестиционном банке. – Такую возможность дает постоянная рокировка студентов в группах. В итоге за год почти все слушатели успевают перезнакомиться друг с другом».

После обеда занятия возобновляются. Как правило, это еще две или три пары. Затем слушатели либо разъезжаются по домам, либо работают в группах над кейсами. «В моей школе вторая половина дня отводилась всевозможным собраниям клубов по интересам», – вспоминает Татьяна Лозанская.

Вечер каждого учебного дня (и, как правило, одного из выходных) посвящен выполнению домашнего задания.

 

Жизнь прекрасна

 

При всех нагрузках у слушателей бизнес-школ все же остается время на полноценную жизнь. «Пару часов на то, чтобы сходить на вечеринку или поболтать с друзьями за кружкой пива, все равно можно выкроить», – убежден Сергей Лихарев.

Большое внимание в школах уделяется спорту. В мае в Париже проходят MBA Olympics – «Олимпийские игры», устраиваемые европейскими бизнес-школами. «Я лично присутствовал на таких играх и болел за команду своей школы. Первый приз, полученный на МВА Olympics – очень престижная награда», – говорит Владимир Савов. «На этих играх я выступал в сборной футбольной команды. Мы играли со сборной английской LBS», – рассказывает Дмитрий Конов.

«По субботам я ходил в спортзал, – рассказывает Владимир Савов, выпускник LBS, финансовый аналитик компании Brunswick UBS Warburg. – Часто посещал матчи по футболу и регби».

Почти все студенты увлекаются каким-либо видом спорта. «Я занимаюсь баскетболом с детства, а в бизнес-школе часто играл в футбол и волейбол», – говорит Дмитрий Конов. «Даже обучаясь в Johnson, я не изменил своим привычкам и продолжал заниматься айкидо», – вспоминает Сергей Лихарев.

Досуг слушателей зависит от месторасположения школы бизнеса. В крупных городах студентов окружает масса соблазнов, перед которыми трудно устоять. «Мне в этом плане очень повезло, поскольку Johnson находится в небольшом городке Итака, откуда до настоящей цивилизации довольно далеко», – считает Сергей Лихарев. А вот студентам, оказавшимся в самом эпицентре «сказочной» заграничной жизни, часто приходится проверять свою силу воли.

«Конечно, там доступны очень многие вещи, но учеба настолько «грузит», что после занятий ни на что не остается сил, – говорит Андрей Маршак. – Тем не менее студенты ведут активную жизнь. Они отмечают Halloween, день иностранного студента, устраивают различные университетские праздники, организуют капустники. Очень популярны СТЭМы (студенческие театры эстрадных миниатюр)».

Время от времени слушатели школ даже позволяют себе путешествия. Благо в Европе до соседней страны – рукой подать. «За время учебы я смог поездить по Европе и побывал в Италии, Франции и Германии, – вспоминает Дмитрий Конов. – А летом посетил Калифорнию».

Впрочем, путешествия некоторых студентов носят сугубо деловой характер. «На втором году обучения мне пришлось довольно много поездить по Англии, – рассказывает Владимир Савов. – В это время в LBS все сосредоточены на поиске работы, приходится наносить визиты в английские компании».

Вообще говоря, для слушателя бизнес-школы свободное времяпрепровождение – тоже своего рода работа. В пабе, спортзале, на вечеринках – повсюду студенты строят свою будущую карьеру. Ведь многие приезжают в бизнес-школы не столько ради знаний, сколько для налаживания деловых контактов с коллегами из разных стран.

 

Чем они занимаются

Режим рабочего дня слушателя бизнес-школы Johnson

 

7.30 – 8.40 Подъем, душ, чашка кофе, перемещение из дома в кампус

8.40 – 9.55 Первая «пара»

9.55 – 10.10 Кофе-брейк – общая тусовка студентов, профессоров, декана и представителей администрации

10.10 – 11.25 Вторая «пара»

11.25 – 13.20 Ланч, чтение электронной почты, деловой прессы и новостей в Интернете, общение по «аське» с друзьями в России

13.25 – 16.10 Третья и четвертая «пары»

16.10 – 19.00 Возвращение домой, обед, отдых

19.00 – 1.00 Индивидуальная или групповая работа над домашним заданием. Осенью (иногда) заменяется на посещение презентаций работодателей. В четверг (всегда) заменяется студенческими вечеринками, походами в паб, боулингом, караоке.