Top.Mail.Ru
архив

Образование для самых главных

 

Бизнес-образование. МВА. MBA.По мнению директора департамента EMBA школы бизнеса «МИРБИС» Николая Попкова, на сегодняшний день можно выделить две общие тенденции. Во-первых, увеличивается спрос на образование среди представителей среднего бизнеса. Во-вторых, отмечается рост потребности в коротких проблемно ориентированных программах для руководителей организаций и в открытых программах для менеджеров из числа кадрового резерва.

Справедливости ради отметим, что, в отличие от программ MBA, где в последние пару лет со слушателями было негусто, программы класса Executive не сильно потеряли в популярности. Например, в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ (ИБДА) даже в период кризиса сохранился конкурсный отбор на программу EMBA, а требования к абитуриентам даже стали немного строже. Впрочем, и слушатели теперь выбирают программы с большей основательностью.

«Каждый человек, решивший продолжить образование по программе MBA, сталкивается с неизбежным выбором программы MBA и бизнес-школы, в которой он хочет получить данное образование, – подчеркивает Людмила Новикова, директор по маркетингу электротехнической компании «ИЭК» и выпускница программы EMBA «Стратегическое и корпоративное управление» института «МИРБИС». – Наиболее серьезная проблема выбора возникает у топ-менеджеров, поскольку обучение на специализированных программах не всегда позволяет значимо повысить свой профессиональный уровень: недостающие элементы оптимальнее получить на краткосрочных бизнес-тренингах, равно как и изучать новые тенденции лучше там же. Кроме того, на специализированных программах неоднороден состав слушателей в группах: опытные специалисты обучаются совместно со вчерашними выпускниками вузов.

Когда я столкнулась с проблемой выбора, то остановилась на курсе EMBA «Стратегическое и корпоративное управление» в «МИРБИС». Основанием для выбора явились два фактора: состав курса, который включает в себя все основные предметы, необходимые современному руководителю (стратегический и финансовый менеджмент, маркетинг, управление продажами, персоналом, внешнеэкономической деятельностью и многое другое), и удобный график занятий. Сейчас я могу отметить, что мой выбор оказался удачным».


Сергей Календжян, декан ВШКУСергей Календжян, декан ВШКУ:

«Главная особенность программы Executive MBA – содержательная, и она выражается в прикладной направленности, учитывающей существенный объем самостоятельной работы, работы в команде. Большое внимание уделяется именно управленческим навыкам, искусству коммуникации, софт-менеджменту, то есть всему тому, что невозможно преобразовать в умение, ознакомившись только с теорией. По сути, это совершенствование управленческих навыков, которые могли сложиться только у руководителей с большим опытом».


 

Выбор программы

Бизнес-образование. МВА. MBA.Традиционно выбор программ EMBA не столь велик, как MBA. Специализация и совместных, и чисто российских программ EMBA так или иначе связана со стратегией ведения бизнеса и личным развитием руководителя.

Так, например, среди Executive-программ института «МИРБИС» есть как EMBA «Стратегическое и корпоративное управление», так и EMBA с образовательным модулем, сфокусированным на развитии лидерских навыков и реализации системообразующей программы института – «Национальный лидер».

Своего рода ответом на посткризисные тенденции стали программы EMBA «Стратегия лидерства» и «Глобал EMBA». Первая рассчитана на выпускников MBA и длится всего один год, вторая является частью программ Международного альянса и проводится в модульном формате.

В Высшей школе корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ (ВШКУ) предлагают не только программу EMBA, но и более редкую для российского рынка докторскую степень – DBA.

«Особенностью наших программ является использование подхода Гарцбургской модели управления путем делегирования полномочий и ответственности, это совместный проект с Академией экономики и управления AFW (Германия)», – рассказывает Сергей Календжян, декан ВШКУ.

Стоит отметить, что большинство программ EMBA являются совместными проектами, и по их окончании слушатели могут получить, помимо российского диплома, еще и диплом того или иного зарубежного университета – партнера отечественной бизнес-школы.

Откликаясь на требования новой экономической ситуации, в ИБДА также создали новую программу – EMBA «Стратегия управления и лидерство». «Сегодня личностное развитие приобретает первостепенное значение, – поясняет Ашот Сеферян, руководитель программы EMBA ИБДА. – Ситуация в стране все больше меняется в сторону инновационности и открытости экономики. Это требует от людей неординарного, креативного мышления, что позволит по-новому взглянуть как на свой бизнес, так и на жизненные цели». Одной из особенностей программы является то, что в процессе обучения слушатели встречаются не только с представителями бизнеса, но и с политиками, известными государственными деятелями и даже с людьми из мира искусства.


Николай Попков,директор департамента EMBA Школы бизнеса «МИРБИС»Николай Попков,директор департамента EMBA Школы бизнеса «МИРБИС»:

«Учебному заведению, которое организует и предлагает на рынке бизнес-образования программы MBA и EMBA, необходимо сформулировать конкретные требования к слушателям и условия поступления, понятные для кандидата. Будущий слушатель должен сам сделать вывод, какой программе он соответствует и какая программа соответствует его ожиданиям. В «МИРБИС» будущий слушатель проходит этап собеседования, тестирования, после чего он получает резюме с рекомендациями по выбору программы EMBA, ее содержания и образовательного «маршрута», включая международные стажировки»


 

Вопросы вместо ответов

Бизнес-образование. МВА. MBA.По словам Николая Попкова, одним из базовых навыков, приобретаемых слушателями программ EMBA, является «умение вырабатывать средне- и долгосрочную стратегию компании, выводить капитализацию бизнеса на принципиально новый уровень, проводить корпоративную политику компании».

А применение в период обучения так называемых «живых кейсов», которые привносятся на рассмотрение из внешней бизнес-среды и обсуждаются в реальном времени, не только расширяет управленческий опыт и повышает социальную ответственность слушателей за принятие решений, но и позволяет проверить правильность полученных знаний в процессе функционирования конкретной компании.

Слушатели хотят буквально после занятий применить новые знания на практике и получить результат, отмечают представители бизнес-школ.
Как правило, слушателями программ EMBA становятся собственники и высшие руководители компаний, имеющие 5 – 10 лет опыта управленческой работы. В отличие от участников программ MBA, им не нужно стремиться к карьерному росту или повышению собственной стоимости на рынке труда.

«У слушателей EMBA, как правило, уже есть работа на твердой позиции, – поясняет Сергей Календжян, – поэтому эти люди приходят за прикладными знаниями, чтобы, воспользовавшись ими, усилить, расширить и укрепить свой бизнес».

По словам декана ВШКУ, в нынешних экономических условиях ведения бизнеса стали более востребованными предметы по антикризисному управлению, минимизации операционных затрат, аутсорсингу. Также выросла доля материалов, посвященных инструментам софт-менеджмента и методам нематериальной мотивации сотрудников.

Впрочем, не стоит думать, что на программе EMBA вам дадут сборник универсальных решений на каждый день.

«Не существует единых рецептов решения бизнес-проблем. Каждая ситуация уникальна, – поясняет Андрей Теслинов, профессор Международного института менеджмента «ЛИНК», тьютор Открытого университета Великобритании, идеолог и руководитель программы Executive MBA ЛИНК «Драйв-менеджмент». – Например, на программе «Драйв-менеджмент» мы сознательно уходим от рецептурного «накачивания» студентов чужими успешными идеями. Известно, что такие идеи-рецепты имеют короткую жизнь и помогают лишь в краткосрочном периоде. Поэтому здесь знания даются не в готовом виде, а «добываются». Обучение создает предпосылки к рождению собственных идей. Менеджеры методично разрабатывают свой инструментарий движения к успеху».


Ашот Сеферян,руководитель программы EMBA ИБДААшот Сеферян,руководитель программы EMBA ИБДА:

«Экономическая ситуация в стране – кризис и последующий выход из него – повлияла в том числе и на рынок бизнес-образования. Это отразилось не только на подходе потенциальных слушателей к выбору программ обучения, который стал более тщательным и вдумчивым, но и на мотивации абитуриентов, на том, чего слушатели хотят получить от программы.

Если раньше успех бизнесмена измерялся исключительно материальным благосостоянием, то сегодня главы компаний стали задумываться о более глобальных вопросах: социальной ответственности, собственной позиции в жизни и т.д.»



Выбор цели

Описывая портрет идеального слушателя программ MBA, бизнес-школы нередко дают схожие профили. Но когда речь заходит о слушателе программы EMBA, бизнес-школы вводят дополнительные штрихи к портрету.

Например, в ЛИНКе идеального слушателя программы «Драйв-менеджмент» описывают как человека, готового к импровизации, способного на спонтанные действия, живущего с ускорением. Программа EMBA должна «работать» только на развитие и успех таких слушателей, считают в бизнес-школе.

«Успех должен стать ключевым понятием EMBA, поскольку сегодня результаты бизнеса объективно обязаны приращиваться не линейно, а экспоненциально, иначе ты быстро оказываешься в аутсайдерах. Для этого зона личного и организационного экспериментирования должна быть расширена, ведь быстро изменяющаяся действительность богаче того, что предлагают учебники», – считает Андрей Теслинов.

По мнению Николая Попкова, сегодняшний топ – это человек, глубоко понимающий закономерности развития рынка, способный выстроить стратегию развития компании и собрать под ее реализацию управленческую команду, а программа EMBA должна дать ему новый взгляд на бизнес, новую философию бизнеса.

«Дело в том, – поясняет Николай Попков, – что ситуация в российском бизнесе стремительно меняется: повышается уровень конкуренции, все в большей степени приходится соперничать не с локальными, а с глобальными игроками».


Еще по теме