Top.Mail.Ru
архив

Общество трезвости

Всемирная эйфория по поводу безоблачных перспектив "новой экономики" уступает место трезвому расчету. В российском секторе Сети тоже происходит отрезвление. Утопические представления о виртуальном бизнесе вытесняются более жизнеспособными бизнес-идеями.

Продолжающий падать NASDAQ действует на международных инвесторов отрезвляюще: они начинают вспоминать такие слова, как "бизнес-план" и "возврат инвестиций", порядком подзабытые за время Интернет-истерии. По мнению Алексея Пригожина, президента российской компании A.Partners, после первого обвала NASDAQ, имевшего место в апреле нынешнего года, в мировом общественном сознании произошли серьезные изменения. Инвесторы расстались с идеей "мыльного пузыря", и теперь они рассматривают только серьезный бизнес. Пригожин считает, что после нескольких кризисов NASDAQ инвесторы сменили методику, при помощи которой оценивается перспективность Интернет-проектов. Теперь инвестиционные институты используют для этих целей метод дисконтированного потока денежных средств - Discount Cash Flow. В этом случае инвестор оперирует не простой арифметической суммой потенциальных доходов, а ее производной: предполагаемая выручка за минусом накладных расходов и амортизации делится на определенный коэффициент. Коэффициент этот, в свою очередь, рассчитывается на базе приемлемой для инвестора нормы прибыли. От шарлатанского же метода простого умножения числа пользователей на некий абстрактный коэффициент (около 20) наконец отказались.

А воз и ныне там

Отрезвление наступает и на российском рынке. Правда, здесь переосмысление перспектив виртуальной экономики идет не столько по причине падения NASDAQ, сколько из-за "конфликта культур" -- американские бизнес-модели плохо приживаются в России. Разрекламированная в России год назад идея электронных магазинов (Business to consumer - B2C) ныне потеряла свой блеск. Как и предполагал тогда "Ко" (см. публикацию "Магомет и Интернет" в №43 от 29 ноября 1999 года), отечественный рынок оказался не готов к электронной коммерции. Созданные в Америке схемы B2C оказались совершенно бесполезными в российских условиях.

Не оправдались и радужные прогнозы по поводу резкого расширения Рунета в 2000 году. По мнению ряда игроков Интернет-рынка, число активных пользователей (так называемое ядро Рунета) не превышает сегодня 400 тыс. человек. По словам Антона Никитина, генерального директора Интернет-агентства "Результат", в 2000 году в России имела место реструктуризация Интернет-рынка: поменялись игроки, широкой общественности стали более понятны процессы, происходящие в Рунете. Но взрывного роста Рунета в последний год не произошло.

Оно и понятно: для резкого роста аудитории Рунета нет оснований.

Агентство КОМКОН-2 утверждает, что в 1999 году лишь 4% населения России имели персональные компьютеры, стационарные телефоны есть у 21,4% российских жителей, а обладателями мобильных телефонов являются только 0,9% россиян. В 1999 году российское население потратило на доступ в Интернет примерно $229 млн, что соответствует показателю $0,13 на каждого жителя страны. Низкий доход на душу населения, малое количество кредитных карт, слабая и весьма раздробленная инфраструктура информатики и связи, скромные возможности логистики, - все это замедляет развитие систем В2С в России. И вынуждает апологетов Интернет-бизнеса изыскивать иные способы заработка.

Теперь российская Интернет-тусовка утверждает, что наилучшие перспективы в России имеет электронная коммерция в секторе business to business, В2В. По мнению представителей компании Actis Systems, это объясняется, в частности, тем, что уровень компьютеризации российских компаний выше, чем уровень компьютеризации отечественного населения.

Но прежде чем заработать, необходимо найти инвестиции. Хотя серьезные инвестиции пошли в Рунет еще год назад (см. публикацию "Из варяг в князи" в "Ко" № 32 от 28 августа 2000 года), участники рынка считают их недостаточными. По мнению Салавата Разбаева из компании "Веста Евразия", пока не будет серьезных вложений в инфраструктуру и пока не придут крупные инвесторы, перед которыми даже "Голден Телеком" покажется карликом, о серьезной коммерции говорить не стоит. Его поддерживает вице-президент компании Port.ru Юрий Аммосов: "Сегодня мы ждем, когда на российский hi-tech обратят внимание крупные международные инвесторы. А для этого нужно, чтобы появились наши собственные "истории успеха". Когда по CNN пойдут новости о России со знаком "плюс", тогда и можно будет ждать притока денег".

Реальные виртуальные деньги

Сегодня в России доходы от Интернет-деятельности извлекаются из двух главных источников: рекламы и продажи информации.

Многие Интернет-проекты в России и за рубежом создавались именно в расчете на рекламные доходы, однако расчеты эти оказались несколько завышенными. Говорит Хачатур Арушанов, директор Интернет-агентства "Инфоарт": "Рекламные деньги в принципе могут окупить Интернет-проект, но развивать его на доходы от рекламы невозможно. В лучшем случае проект будет "выходить в ноль". А на Интернет-рынке необходимо постоянно развиваться".

С ним соглашается Александр Гагин из NTV.ru: "Реклама - хороший источник дохода, но одних рекламных доходов для полноценного развития недостаточно".

Общий объем рынка Интернет-рекламы специалисты оценивают в $3 млн. По мнению экспертов, эта цифра будет ежегодно удваиваться. (О рекламе в Рунете см. "Ко" №35 от 18 сентября 2000 года).

В вопросе о том, будет ли реклама увеличивать свой удельный вес в виртуальном бизнесе, мнения специалистов расходятся. По словам Ольги Карташовой, пресс-секретаря агентства "Росбизнесконсалтинг", доходы от рекламы впоследствии выдвинутся на первый план. С ней не соглашается Алексей Пригожин: "Прогнозы роста рекламного рынка в Интернете выглядят в целом оптимистично. Тем не менее большого роста рынка рекламы в Интернете ожидать не приходится".

Пока же основной источник доходов в российской части Интернета - продажа специализированной информации. По данным Карташовой, около 30% дохода агентства "Росбизнесконсалтинг" складывается из рекламных поступлений. Остальные деньги приходят от продажи информации и Интернет-решений.

Другая компания - "Финмаркет" - зарабатывает на продаже финансовой информации, от рекламы же она получает не более 10% доходов. Услугу по продаже информации планирует внедрить NTV.ru. Эта компания намерена предлагать к продаже архивные фильмы и передачи (своего рода "кино по запросу"). Пока же заработки NTV.ru складываются из рекламных поступлений, и, по словам Гагина, ежемесячный рекламный оборот составляет $100 тыс.

Для компании "Кирилл и Мефодий" Интернет-деятельность не является основным средством заработка, главное предназначение созданного ею сайта KM.ru - популяризация мультимедийных продуктов компании. По данным директора по развитию "Кирилла и Мефодия" Ирины Аксененко, после запуска Интернет-службы продажи дисков "Кирилла и Мефодия" пошли в гору. Продажей Интернет-статистики зарабатывает на жизнь компания SpyLOG. По утверждению представителей компании, SpyLOG предоставляет данные, которыми Рунет никогда не обладал и отсутствие которых тормозило рост Сети: эти данные необходимы для правильного планирования и развития ресурсов, проведения эффективных рекламных кампаний, оценки инвестиционной привлекательности проектов и т.д.

Подобный бизнес вызывает множество вопросов в российском секторе Сети. В частности, общественность интересуется, не страдают ли от подобных мониторингов интересы компаний и частных лиц. SpyLOG отвергает всякую возможность недобросовестного использования своих данных. Говорит руководитель компании Алексей Андреев: "Сводные данные, которые мы открыто публикуем, не могут нарушить чьих-либо интересов, а конкретные данные - например, по ресурсу - являются собственностью его владельца. До сих пор не отмечено ни одного прецедента передачи данных кому-либо без ведома владельца".

Правила игры

Пока российские Интернет-компании пытаются зарабатывать рекламой и продажей информации, в мире развиваются другие модели виртуального бизнеса. Алексей Пригожин называет четыре направления, по которым Россия серьезно отстает от стран-лидеров: это мобильный Интернет, бизнес-модель ASP (Application service providing - предоставление в пользование сервисных приложений), виртуальные развлечения и виртуальный сервис.

Развитие мобильного Интернета - хороший способ увеличить трафик абонентов, в котором заинтересован любой оператор связи. Отечественные компании это прекрасно понимают, и в России уже появился мобильный Интернет: два крупнейших московских оператора сотовой связи - "Вымпелком" и МТС - предлагают услуги на базе протокола WAP. Число пользователей WAP пока невелико: у обоих операторов WAP-телефонами пользуются не более 1% абонентов.

В перспективе в этом секторе у операторов сотовой связи появится новое поле деятельности. Всякому WAP-сайту необходимо наполнение, "контент". Ведущие операторы уже заявили о своем намерении стать производителями контента. "Вымпелком" для продажи Интернет-услуг летом этого года специально создал компанию "БиОнЛайн - Портал". МТС решает эту задачу совместно с партнерами - в частности, с Port.ru. Шагит Резников, директор службы новых технологий и услуг МТС, официально заявил, что МТС планирует в дальнейшем стать мобильным Интернет-сервис-провайдером, однако детальные планы пока не разглашаются.

Помимо технологических проблем перед мобильным Интернетом возникают проблемы организационно-правовые. Коль скоро при помощи мобильного телефона можно будет совершать сделки, то необходимо установить правила, по которым эти сделки совершаются. По словам заместителя генерального директора компании МСС Михаила Косина, мобильный бизнес появится лишь после того, как будет решен ряд законодательных вопросов: "WAP становится не столько протоколом, сколько финансово-организационной средой, в которой работают множество участников". Михаил Косин считает, что WAP, как и любой финансовый рынок, должен иметь четкие правила игры.

Что касается ASP, то крупные производители приложений (среди них и Microsoft) уже активно занялись популяризацией новой бизнес-модели. Эта модель выглядит следующим образом: поставщик ASP устанавливает на свой сервер приложения, предназначенные для сдачи в аренду. Клиент подписывает договор об аренде и получает право удаленного доступа к приложениям. С точки зрения клиентов, использование таких услуг сравнимо с арендой дома вместо приобретения его в собственность. Клиентами новой услуги могут быть предприятия малого и среднего бизнеса, которым не по карману покупка специализированных программных приложений и расходы на аппаратные средства и обслуживающий персонал, необходимый для их работы.

Модель ASP в России претворяется в жизнь тремя проектами: рейтинг SpyLOG, созданный одноименной компанией; Stavka.ru - детище компании "Интернет-Инкубатор"; Communiware, пропагандируемый компанией "Коммунивер".

Место на кладбище

ASP - это один из вариантов схемы business to business. Не исключено, что судьба B2B в России сложится лучше, чем у потерпевшего крушение B2C. Однако применительно к B2B тоже стоит опасаться завышенных оценок и повторения Интернет-истерии. Одним из источников Интернет-помешательства было ошибочное утверждение, что самое главное - "преимущество первого игрока", то есть возможность придумать и предложить услугу первым. Сегодня Интернет-тусовка относится к таким утверждениям осторожнее. По словам Анатолия Шкреда, председателя совета директоров компании eHouse, попытки заранее застолбить нишу на рынке похожи на стремление "забронировать себе место на кладбище, чтобы не было проблем после смерти". К мнению Шкреда присоединяется и генеральный директор компании AYAXI Евгений Дащинский: "Преимущество первого игрока не имеет особого значения для развития бизнеса. Решающее значение будет иметь стратегия привлечения крупных покупателей".

Еще по теме