Общий рубль
История разговоров по поводу единой валюты России и Белоруссии обезображена огромным количеством разных мелких технических, политических и экономических проблем, имеющих местечковое содержание. Однако очевидно, что этими частными узкими проблемами вопрос не исчерпывается, поэтому история продолжается.
Перспективу создания единой валюты России и Белоруссии нельзя рассматривать в отрыве от контекста. В мировой финансовой системе сейчас существует одна реальная валюта международных расчетов. Это доллар, который выполняет функции меры стоимости и основной резервной валюты в мире. Экономическое доминирование Соединенных Штатов зависит от монополии на данную функцию. Однако в ближайшее исторически обозримое время США не смогут сохранить эту монополию. Состояние американской экономики (и состояние современного мира в целом), с одной стороны, заставляет Соединенные Штаты принимать экстраординарные меры для сохранения своих позиций, с другой – лишает попытки какой-либо перспективы.
В какой бы форме ни произошел будущий финансовый кризис, связанный с крахом доллара, результат будет один. Возникнет несколько финансовых рынков, в которых будут обращаться локальные валюты. Этот процесс уже начался. Есть акю (азиатская расчетная единица), от которой несложно перейти к азиатской валюте. Есть евро, который уже существует, несмотря на огромное количество его уязвимых мест. Есть концепция арабского исламского динара, она может реализоваться в процессе, а может и нет. Эти валюты будут выполнять ту функцию, которую сейчас выполняет доллар по отношению к очень крупным и самодостаточным регионам.
Наша страна не входит органично ни в одну из этих зон, она посередине. Россия – большой рынок с огромными резервами. Это страна, у которой экономическая стабильность обеспечивается экспортом. У России нет никаких мотивов отказаться от создания собственной конвертируемой валюты. Путин давно сформулировал это и до сих пор не получил никакого вменяемого ответа от представителей экономической власти.
Будущая конфигурация мира зависит от того, удастся ли нам создать одну из мировых резервных валют. Сделать это просто. Нужна политическая воля – больше ничего. Понятно, что бессмысленно выпускать такую валюту в рамках Российской Федерации. Это невозможно, потому что если Россия действительно создаст одну из мировых валют, то в ее орбиту будут затянуты все государства, у которых значительная часть оборота связана с рублем. Это самый лучший способ постсоветской интеграции.
Белоруссия перейдет на единую валюту с Россией вне зависимости от наших старых проблем. Я не сомневаюсь, что этот проект обязательно будет осуществлен. Белоруссия сегодня к этому готова политически даже в большей степени, чем экономически. Что касается остальных стран, там вопрос о политической подготовке вообще не стоит. Мне кажется, что создание своей локальной валюты будет естественной реакцией на ситуацию. Если мы все-таки предполагаем реальный финансовый кризис, то я думаю, что при выборе между евро и юанем наши партнеры выберут рубль, только если рубль будет к этому готов. В этом и состоит наша задача – подготовить рубль к такой ситуации.