Обвал ожиданий
Согласно результатам проведенного компанией GfK исследования потребительских настроений в России, их индекс упал до пятилетнего минимума, снизившись на 21 пункт, до 74. Ниже показатели были только в кризис 2008–2009 гг.: в марте 2009 г. индекс составил 68 пунктов.
Интерпретируя эти данные, эксперты отмечают, что кризис, который мы переживаем сейчас, представляется более разносторонним и глубоким для потребительского рынка РФ, чем кризис 2008–2009 гг., хотя российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния, а российская экономика в 2014 г., когда начался кризис, по большинству макроэкономических показателей была в лучшем состоянии, чем в 2008 г.
Если в прошлый кризис большинство населения считало, что он продлится один-два года, то сегодня большинство ожидает, что кризис задержится на три-четыре года. Нынешний коллапс сильнее ударил по настроениям столичных жителей: в марте 2015 г. уровень потребительских настроений в среднем по России был заметно выше, чем среди жителей Москвы, где снижение индекса составило небывалые 45 пунктов. При этом москвичи в 2015 г. настроены значительно пессимистичнее, чем это было в 2008–2009 гг.
Одной из основных тенденций потребительского рынка в кризис 2008–2009 г. был отложенный спрос, который помог восстановлению рынка уже в 2010 г. Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 г., когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары, можно ожидать закрепления в качестве долгосрочного тренда рационализации потребления. Широта ассортимента и возможность приобрести все нужные товары в одном месте как факторы выбора места покупки уступят желанию потребителя найти лучшую цену. Кроме этого, с распространением мобильного Интернета потребитель будет готов сравнивать цены не только при покупках в онлайне, но и при покупках в традиционных магазинах, в том числе и на товары повседневного спроса. В связи с этим среди трендов рынка следует ожидать роста внимания россиян к разнообразным интернет-платформам, скомбинированным с геолокационными сервисами и сервисами сравнения цен.