Top.Mail.Ru
архив

Обветшалые соты

По мнению производителей телекоммуникационного оборудования, стандарт мобильной связи GSM со временем потеряет актуальность. Это связано с тем, что он не может эволюционировать в более прогрессивный формат – 3G. Если это действительно так, то кто же тогда выиграет от подобной эволюции?

 

Сети третьего поколения, которые только-только появились в Европе и Японии, существенно расширяют возможности мобильной связи. Они позволяют осуществлять скоростной доступ в Интернет, проводить видеоконференции, принимать телевизионные трансляции и т.д. И если в европейских странах сеть 3G приходится строить заново, то в России ситуация совершенно иная: помимо панъевропейского стандарта GSM у нас распространен «североевропейский» формат связи NMT-450, который при определенном техническом перевооружении может быть трансформирован в стандарт третьего поколения CDMA-2000 (другое название – IMT-MC-450).

Операторов NMT в России более шести десятков. Они создавались еще в первой половине 1990-х при активной поддержке региональных властей. Но с тех пор ситуация сильно изменилась: под натиском компаний GSM количество пользователей стандарта NMT резко сократилось. Стандарт CDMA-2000 в этом случае кажется спасительным не только с технической точки зрения, но и с экономической: если все разбросанные по стране компании удастся объединить в один холдинг, то возникнет новый федеральный сотовый оператор со стоимостью активов в $1 млрд – $1,2 млрд.

Провести мега-консолидацию по силам только авторитетной компании. Из нынешних участников рынка на эту роль больше всего подходит RTDC. Она уже управляет контрольными пакетами акций крупнейших NMT-операторов: «Московской сотовой связи» (МСС), «Дельта Телекома» и «Уралвесткома». Помимо опыта и финансовых возможностей у RTDC есть и политический вес: через своего владельца – компанию «РТК-Лизинг» она связана с так называемой петербургской группой связистов, задающей сейчас тон на рынке. (К этой группе принято причислять министра связи Леонида Реймана, президента «Связьинвеста» Валерия Яшина, генерального директора «МегаФона» Сергея Солдатенкова и совладельца компаний «Аккорд-Тел» и «Межрегионального Транзит Телекома» Вячеслава Гуркина.)

Первоначально задача объединения компаний NMT была возложена на инвестиционный банк «Гамма Групп», во главе которого стоял Тимур Хусаинов. Хусаинов полагал, что МСС и «Дельта Телеком» должны стать ядром будущего оператора, и предложил двум другим крупнейшим владельцам NMT-операторов – «Аккорд-Телу» и «Связьинвесту» (см. таблицу) присоединить активы к RTDC.

Однако Хусаинову не удалось осуществить свои амбициозные планы. Дело в том, что одновременно с ним консолидацией операторов занялся холдинг «Грос», во главе которого стоял Сергей Солдатенков, занимавший до этого должность директора «Северо-Западного Телекома». В рамках «Гроса» планировалось объединить все телекоммуникационные и финансовые активы, находящиеся в ведении «петербургской группы». Как только стало очевидно, что «Грос» намерен параллельно с RTDC скупать акции NMT-операторов, Хусаинов предупредил о своей возможной отставке. Он видел себя в роли главы национального NMT-оператора, но никак не в роли простого посредника.

Впрочем, чуть позже выяснилось, что объединить активы не суждено и Солдатенкову. Появление на московском рынке такого монстра, как «Грос», неминуемо должно было столкнуть его владельцев с другими гигантами телекоммуникационного рынка, в том числе с «Системой-Телеком», которая владеет GSM-оператором МТС, а также является крупным акционером компании МСС, работающей в стандарте NMT. Тогда конкурирующие структуры решили не начинать открытых боевых действий, проект «Грос» притормозили. Солдатенков в марте 2003 года был назначен на должность генерального директора петербургской компании «МегаФон». Совпадение это или нет, но в тот же день Хусаинов покинул «Гамма Групп». С тех пор место «объединителя» вакантно.

Тем не менее идея создания единой компании на базе действующих NMT-операторов остается стратегически выигрышной. Хотя и вызывает слишком много тактических вопросов.

Во-первых, это вопрос собственности. Структура акционерного капитала NMT-операторов настолько пестрая, что их объединение кажется задачей практически неподъемной. Единственное подспорье заключается в стремлении государственных телекоммуникационных холдингов избавиться от «устаревших» активов. Например, по данным инвесткомпании «Брокеркредитсервис», в ближайшее время «Ростелеком» продаст 27% акций «РТК-Лизинг». Холдинг «Связьинвест» тоже считает перспективы модернизации морально устаревших стандартов крайне сомнительными.

Здесь возникает второй вопрос: а действительно ли можно ожидать отдачи от превращения NMT-450 в связь нового поколения? В «Связьинвесте» совершенно не уверены в этом. «Ситуация с сотовыми сетями стандарта NMT-450 отнюдь не очевидна, – говорит заместитель генерального директора «Связьинвеста» Георгий Ромский. – По нашим оценкам, доля клиентов, готовых платить за мобильный широкополосный сервис, очень невелика и составляет менее полпроцента всех абонентов. А затраты на модернизацию сети NMT-450 сопоставимы с затратами на развитие сетей стандарта GSM при слабых перспективах возврата инвестиций».

По словам Ромского, если «Связьинвест» и заинтересуется новым стандартом, то только в каких-то локальных проектах: при телефонизации удаленных территорий или пригородов, а также, возможно, для развития программы «Электронная Россия» – например, при организации доступа в Интернет для учебных заведений. «Связьинвест» относит вложения в модернизацию сетей стандарта NMT-450 к весьма рискованным вложениям, – резюмирует Ромский. – Следовательно, в ближайшее время никаких инвестиций в этом направлении делать не предполагается».

С этим готовы поспорить поставщики оборудования, и в первую очередь компании Lucent и Huawei. По словам директора по маркетинговым коммуникациям Huawei Technologies в СНГ и Восточной Европе Ирины Ланиной, развертывание сети CDMA-2000 при числе абонентов больше 200 000 окупится полностью через полтора года. «При уменьшении количества абонентов в сети до 100 000 и 20 000 срок окупаемости увеличивается до двух и трех лет соответственно», – поясняет Ланина.

Но даже если расчет на окупаемость сетей третьего поколения окажется верным, все равно остается вопрос: где взять деньги на модернизацию?

«Собственных средств региональных NMT-операторов явно недостаточно для переоборудования сетей. Спасти ситуацию мог бы крупный стратегический инвестор, который начал бы объединять NMT-активы. Но пока для этого процесса предпосылок нет», – утверждает Павел Кочанов, партнер Standard & Poor’s.

Правда, переоснастить сети операторы могли бы при помощи лизинговых схем. В конце концов, и Huawei, и Lucent активно используют поставки в кредит, а через «РТК-Лизинг» (владельца RTDC) проходит большинство сделок по приобретению оборудования «Ростелекомом» и компаниями «Связьинвеста». С последним обстоятельством, вероятно, связан и оптимизм генерального директора «Дельта Телекома» и МСС Виктора Устюжанина.

«Мы полагаем, что уже во второй половине 2003 года территория SkyLink (торговая марка сети CDMA 2000 «Дельта Телеком». – Прим. «Ко») значительно расширится. А в ближайшие лет десять общее число абонентов IMT-MС-450 в России может составить 10 млн – 15 млн», – говорит Устюжанин.

Не стоит забывать, что поставки техники выгодны и лизинговой компании. Модернизация обойдется среднему региональному оператору в $5 млн – $10 млн. А если удастся централизовать поставки оборудования для NMT-операторов (даже без их формального объединения), то только на этом «головная» компания сможет заработать очень приличную прибыль.

Но не только проблема собственности и отсутствие инвестора сдерживают развитие 3G. Есть на пути сотовой революции и совсем уж «бытовые» препятствия. Создание единого оператора сильно зависит от того, как скоро на рынке появится новый телефон, который работал бы одновременно в обоих стандартах – GSM и CDMA-2000. Кроме того, неизвестно, будет ли создан достаточно востребованный контент. По словам первого заместителя министра РФ по связи и информатизации Бориса Антонюка, без качественного наполнения пользователи могут просто не заметить разницы между существующими и новыми сетями.

Так что, прежде чем сбудутся предсказания производителей телекоммуникационного оборудования и стандарт GSM устареет, приверженцам 3G нужно доказать, что новый стандарт имеет право занять место ставшей уже привычной телефонной связи.

Еще по теме