«Обыкновенное чудо»: четверть российских бизнесменов строят бизнес-планы с опорой на магию
Шансы прийти утром на работу и услышать фразу «у нас в коллективе новая сотрудница, она будет штатной гадалкой» растут. Согласно опросу компании IFORS Research, 24% представителей малого и среднего бизнеса в России видит смысл в эзотерических практиках. В реальности эта цифра может быть намного больше, считают опрошенные «Компанией» hr-специалисты и психологи. В попытке привлечь деньги с помощью магии, а также снять с себя ответственность за неудачи на работе предприниматели скоро будут (а может, и уже) готовы трудоустраивать тарологов и нумерологов в свои компании. При этом сами предсказатели говорят, что в числе их клиентов не только бизнесмены, но и политики.
IFORS Research в 2023 году опросила примерно тысячу владельцев и управляющих малого и среднего бизнеса, чтобы узнать, как предприниматели относятся к весьма популярным у населения России астрологическим прогнозам, предсказаниям, проведению «магических ритуалов» в деловых целях. В практике российского МСП обращение к эзотерике совсем не редкое явление, показали результаты исследования: треть из них уже привлекала подобных «экспертов» для бизнес-планирования, обращает внимание «Коммерсант».
Советы астрологов, нумерологов, тарологов и магов считают «полезными» или «скорее полезными» 24% представителей малого и среднего бизнеса. 6% опрошенных планируют повторить такой опыт в ближайшем будущем. Опрос показал, что самые популярные у предпринимателей эзотерические практики — астрологический прогноз (29%) и нумерология (12%). Популярны также карты Таро, гадания на рунах и прочие методы предсказаний.
Штатный колдун
Пока не было зафиксировано случаев, чтобы нумерологов и экстрасенсов брали в штат в открытую, говорят hr-специалисты. При этом психолог, HR-директор Екатерина Днепровская считает такой сценарий логичным. «Если ты регулярно обращаешься к гадалке, то, скорее всего, трудоустроишь ее в компанию, как некоторые нанимают психологов», — отметила она.
Любая бизнес-идея находит свое воплощение, уверен эксперт. «Если есть бизнесы, которые обращаются к гадалкам и эзотерикам, те, в свою очередь, должны подготовить достойный ответ — создать “гадалкинговые” компании, которые предлагают бизнес-услуги. Мастеров оттуда будут брать в штат организаций. Ну, если уж доводить до абсурда, то почему нет? Хотя реальных случаев лично я пока не знаю», — рассуждает Днепровская.
При этом яснознающая и волшебница Альфия Сагирова утверждает, что практика трудоустройства магов имеется, «просто есть возможность не афишировать это, брать в штат неофициально».
Сложно говорить о суммах, которые бизнес готов тратить на гадалок, поскольку здесь нет четкой системы и эта отрасль никак не регулируется, отметила независимый HR-специалист Зулия Лоикова. Однако мы можем сделать вывод, что речь идет о больших деньгах, считает она, раз уж в мистических услугах видят смысл 24% российских предпринимателей. «Вероятно, они готовы тратиться на астрологов и прочих, иначе бы эта отрасль не процветала», — заявила эксперт.
Лев против Козерога
Зулия Лоикова предположила, что количество бизнесменов в России, лояльных к эзотерике, может быть даже больше, чем 24%. По ее словам, есть несколько причин, почему люди обращаются к магам. «Стресс, напряженность, тревожность дошли до такого уровня, что количество людей, принимающих антидепрессанты, увеличилось в прошлом году на 50%», — ссылается она на данные клинических психологов и психиатров. Это, по ее словам, говорит о том, что люди не справляются со своими эмоциями и ищут того, кто может им дать какую-то определенность.
«Все это — из-за страха и неуверенности. Эзотерика дает чувство контроля над своей жизнью, лишает беспокойства по поводу будущего», — отметила Лоикова. При этом она подчеркнула, что ответить на трудные вопросы и найти решения помогают психотерапия и психология. Но, несмотря на это, часть людей все равно предпочитают обращаться к гадалкам
Кроме того, это вопрос культуры — в России не принято обращаться за помощью в открытую, добавила эксперт. Только в последние полтора года компании стали уделять этому внимание, начали нанимать психологов для помощи сотрудникам и решения их личных проблем. С этой же целью кто-то обращается к магам.
«Бывают ситуации, когда человеку не нужно, чтобы его учили, чтобы ему что-то советовали или объясняли. Ему необходима иррациональная поддержка в момент, когда он проживает сложные, эмоционально напряженные моменты», — рассказала директор Московской школы практической психологии МИП Гули Базарова. Эзотерики же успокаивают, проводят медитативные установочные процедуры, а потом говорят то, что человек хочет услышать, и внушают уверенность, что все будет хорошо, добавила она. «Затем человек вновь настраивается на работу, а прилив сил объясняет помощью мага, хотя на самом деле он просто все проработал, благодаря психологическим техникам: успокоился, принял ситуацию, отдохнул, вернулся в ресурсное состояние и начал действовать», — объяснила эксперт.
Любое обращение к гадалкам, эзотерикам, гороскопам, по сути, является попыткой снять с себя ответственность, заявила Екатерина Днепровская. «Это отличный способ объяснить, что у меня происходят конфликты на работе не потому, что я не умею выстроить с человеком отношения, не потому, что я как руководитель не умею поставить перед человеком цель, не потому, что я не умею планировать работу, а потому, что я по гороскопу условно, Козерог а он Лев», — убеждена она.
Стресс от отсутствия стресса
«Не только предприниматели, но и политики приходят чаще всего с двумя запросами: это деньги и здоровье», — отвечает Альфия Сагирова.
Люди в принципе находятся в постоянном стрессе, и дело не только в коронавирусе или спецоперации — у бизнесменов стресс бывает даже от того, что нет стресса, отметила она. «Напряжение — определенного рода привычка. Она вырабатывается еще в школе, когда ученики постоянно пишут контрольные, ссорятся с родителями из-за уроков. Это провоцирует большинство людей на зависимость, от которой они избавляются с помощью магов», — подытожила она.
«Когда люди сливают много энергии на один проект, а он не приносит должных результатов, оборачивается энергетической и психологической атакой на себя. Выгорания сильно влияют на психосоматику. От этого появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой, опорно-двигательными функциями, артроз и другие заболевания», — утверждает Сагирова.
«В нашем обществе к магам обращаются чаще, чем к врачам», — подтвердила «Компании» психолог и бизнес-тренер Людмила Терехова.
По словам Сагировой, политики и бизнесмены еще в 1990-е активно обращались к колдунам, чтобы обезопасить свою жизнь. «Но оставалось напряжение по этому поводу, и тему магов почти осуждали», — утверждает яснознающая. Изменение отношения к гадалкам и магам она связывает с тем, что общество «растет, развивается и появляются новые тенденции». «Людям недостаточно просто зарабатывать деньги, нужно быть еще и в тренде, соответствовать», — утверждает она.
Тенденция обращаться к астрологам, нумерологам и другим специалистам появилась в Новой России, считает Днепровская. На ее взгляд, в СССР такого не наблюдалось, хоть и были «отдельные соседки, бабушки», которые этим увлекались. При этом Днепровская отмечает, что, помимо магов, «сегодня люди резко начали обращаться к разнообразным религиозным институтам: в православную церковь, мусульманские мечети, куда угодно». В России «в принципе происходит всеобщая религизация общества», подытожила она. И склонность к мистическим и колдовским обрядам — одно из ее проявлений.
Пережив пандемию, россиянам пришлось привыкать к начавшейся спецоперации. «В очень многих источниках за последнее время публикуют информацию о том, что топ-менеджеры обращаются к гадалкам. Нет основания не доверять данной статистике. Наша гипотеза заключается в том, что в ситуациях, которые человек воспринимает, как безвыходные, он склонен прибегать к действиям шаманов, магов и гадалок, поскольку есть ощущение, что уже все перепробовал и осталась только вера в чудо. Сейчас в большом количестве появились чародеи, которые закончили курсы психологов и называют себя через запятую и психологами», — рассказала Гули Базарова.