Top.Mail.Ru
архив

Очередь на выход

30.01.201200:00

Газпром, Роснефть, Зарубежнефть
В декабре произошли замены в "Газпроме" и "Транснефти". Своих постов лишились Михаил Арустамов в "Транснефти" и Александр Ананенков в "Газпроме" - они отвечали за закупки. Последней громкой отставкой стал уход вице-президента "Роснефти" Павла Заболоцкого, также курировавшего закупки. В госкомпаниях началась зачистка. Но какую цель она преследует?

В декабре Владимир Путин говорил о том, что руководство государственных предприятий не намного законопослушнее управленцев частных структур. Оказалось, что из 352 проверенных Минэнерго России руководителей энергетических предприятий 169 имеют свой интерес в различных коммерческих организациях. Энергетические комплексы целых регионов управляются семейными кланами, а полученные с потребителей деньги нередко выводятся в офшоры или легализуются через семейный бизнес. Но дальше оглашения этих цифр и отставок дело не пошло. Никто не говорит о конкретных суммах, выведенных в офшоры, о конкретных компаниях и ущербе, нанесенном государству. И даже информации об уголовных делах, заведенных по этим фактам, нет. Все, как правило, ограничивается внутренними проверками. Может быть, поэтому топ-менеджеры решили так оперативно покинуть свои кресла?

Из последних заявлений правительства, которые были восприняты неоднозначно, выделяется предложение вице-премьера Игоря Сечина о слиянии "Транснефти" и "Зарубежнефти". Экономического смысла в объединении структур разного профиля нет: "Зарубежнефть" ведет добычу углеводородов, а "Транснефть", по уставу, занимается только транспортировкой. Для приватизации госактивов слияние "Транснефти" и "Зарубежнефти" тоже смысла не имеет: оно не добавит объединенной компании стоимости. Единственная возможная цель - это упрощение системы управления двумя госкомпаниями. Тем более что глава "Транснефти" Николай Токарев и еще несколько ее менеджеров ранее работали в "Зарубежнефти". Возможно, Игорь Сечин рассматривает слияние как возможность поставить в обновленной компании нового человека.

Еще в начале прошлого года президент Дмитрий Медведев заявил, что кампания по борьбе с коррупцией застопорилась. "Мы находимся только в самом-самом начале пути. Ни у кого нет головокружения от успехов. Этих успехов просто пока нет", - констатировал Медведев. По данным Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в России варьируется от $240 до $300 млрд в год. Это четверть от объема российского ВВП, который составит чуть более 40 трлн руб.


Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела "Инвесткафе":

"Очевидно, что меры по борьбе с коррупцией в госсекторе инициированы в преддверии президентских выборов - лояльность избирателей надо зарабатывать. Неспроста были установлены и столь краткие сроки выполнения поручений руководства страны. Официальная же версия гласила: сжатые сроки необходимы для того, чтобы пресечь возможность махинаций в отчетах. Данные меры, если бы они осуществлялись в плановом режиме, являлись бы хорошим способом контроля и повышения эффективности компаний госсектора. В том виде, в котором регулирование идет сейчас, эффективность мероприятий, естественно, снизится в краткосрочном периоде.

Что касается объединения "Транснефти" и "Зарубежнефти", то это не только затруднительно с технической точки зрения (данная сделка противоречит и текущему уставу "Транснефти", и законодательству), но и непонятно по сути. У "Транснефти" нет опыта разработки месторождений, то есть эта компания "Зарубежнефти" по ее профильной деятельности не поможет. С другой стороны, баланс "Транснефти" будет наполнен непрофильными добывающими активами, что создаст немалые сложности в управлении компанией. Географически же активы "Зарубежнефти" находятся за пределами РФ (Вьетнам, Хорватия), то есть там, где помочь "Транснефть" сможет лишь ноу-хау в строительстве труб, но никак не инфраструктурой. Так как синергии в случае объединения двух компаний не предвидится, замысел МЭР выглядит нецелесообразным и вряд ли будет осуществлен, так и оставшись одним из предложений министерства".


Владислав Жуковский, старший аналитики ИК "Риком-траст":

"Владимир Путин был вынужден пойти на громкие отставки в региональных энергетических компаниях, погрязших в кумовстве и коррупции, только благодаря колоссальному недовольству населения нынешними властями. При этом чистка чудесным образом не затронула аффилированных с Кремлем бизнесменов и крупнейшие российские государственные монополии, масштабы хищений в которых, насколько можно судить, превышают все разумные пределы. Даже крайне политкорректная Счетная палата по итогам 2011 г. выявила нецелевое использование бюджетных средств в размере 750 млрд руб. (или 8% федерального бюджета). На деле эта цифра в разы больше.

В условиях, когда критически значимая часть чиновников воспринимает государственную службу исключительно как источник собственного обогащения, ни о какой борьбе с коррупцией не может быть и речи. Любой ограничение произвола монополий и чиновничьего беспредела будет означать удар по интересам правящего класса и, судя по всему, основам нынешней государственности.

Именно в силу круговой поруки российских коррупционеров и хронического нежелания бороться с себе подобными мы не увидели ни уголовных дел в отношении отстраненных от руководства управленцев, ни заморозки их незаконно нажитых активов, ни возврата украденных средств. Им просто-напросто позволили мирно и тихо уехать в свои замки на Лазурном берегу в обмен на политически ангажированную публичную порку. Борьба с коррупцией в очередной раз свелась к борьбе с отдельно взятыми коррупционерами, попавшими в немилость властям в силу политической обстановки".


Еще по теме