Очередь не занимать: владельцев магазинов ждут новые проблемы
Розничная торговля продовольствием, если смотреть на нее со стороны, – самый стабильный бизнес. Люди всегда будут есть и пить, а в кризисные дни закупать продукты впрок. В таком городе, как Москва, ежедневный поток наличности гарантирован торговцу продовольствием в любое время и в любом месте.
Но если взглянуть на торговлю продовольствием изнутри – окажется, что это самый нестабильный и сумасшедший бизнес. Большинство продуктов имеют малый срок хранения, бешеный рубль превращает ценообразование в лотерею, продавцы воруют. Донимают бандиты, налоговики, санэпиднадзор.
Чем дальше – тем хуже. Времена стопроцентных накруток и ажиотажного спроса остались в прошлом. Впереди у владельцев и менеджеров магазинов новые проблемы. Большинство из нынешних розничных структур их вряд ли переживут.
Что для потребителя хорошо – для торговца смерть.
Когда в районе открывается новый супермаркет, владельцы маленьких магазинов во всей округе начинают паниковать. Они заведомо проигрывают новичку – по крайней мере в широте ассортимента. Появление «Перекрестка» где-нибудь в Бутове или Отрадном делает бизнес большинства маленьких гастрономов чуть ли не убыточным. Когда же открывается гипермаркет, хватаются за голову и менеджеры крупных магазинов. Говорят, у нового «Рамстора» в Марьиной Роще в выходные выстраивается километровая очередь автомобилей. И в каждом из них сидят люди, которые уже не отправятся в ближайший к дому супермаркет. Как минимум в течение ближайшей недели. Нынешняя конкуренция года через два покажется большинству торговцев детской забавой. Именно тогда, по прогнозам специалистов, в Россию придут западные торговые сети.
Они принесут деньги, которых не видел отечественный food-retailing, и будут действовать по схеме, известной нам из учебников истории стран капитализма: устроят демпинг, который уничтожит почти всех мелких конкурентов.
Не верите – посмотрите на то, что уже произошло в продвинутых странах Восточной Европы. Например, в Польше, рынок которой, как считается, опережает российский лет на семь. В розничной торговле продовольствием там правят бал ведущие европейские сети – Carrefour, Casino, Auchan, Metro. Им принадлежит 80% рынка. Крупные западные ритейлеры генетически склонны к международной экспансии. Россия для них необъятный и перспективный рынок.
Но на руку отечественному торговому капиталу играют несколько факторов. В основном из серии «не было бы счастья, да несчастье помогло». Иностранцев пока еще пугает российская нестабильность. Им не нравится низкая платежеспособность населения. Они считают, что на следующих президентских выборах к власти может прийти какой-нибудь «отморозок». Они опасаются что-то строить в России, где нет закона, регулирующего куплю-продажу земли. С другой стороны, если в России успешно работает McDonald’s, то почему здесь не могут развернуть свои сети Wall Mart и Marks & Spencer?
Главный консультант исследовательского центра «Русь торговая» Вадим Шишов считает, что получить те же 75 – 80% сначала столичного, а потом и российского продовольственного ритейла для иностранцев лишь дело времени и техники. Каждому владельцу отечественного магазина или розничной сети, согласно этому прогнозу, остается одно из двух: либо работать, пока не съедят, либо строить бизнес с учетом скорого нашествия иностранцев, готовясь войти в те 10 – 15% предприятий торговли, которые после этого нашествия уцелеют.
В Польше, кстати, выжила только одна местная крупная сеть – Coop. Ее организовали, объединившись, несколько мелких розничных операторов.