Очередь не занимать
«Как ввод повременной оплаты за телефон отразится на бизнесе вашей компании и на состоянии московского рынка связи?» – этот вопрос корреспонденты «Ко» задали менеджерам телекоммуникационных компаний. По мнению менеджеров, клиенты с введением повременки начнут отдавать предпочтение новым технологиям связи, а МГТС недосчитается многих своих очередников.
Михаил Мураев, первый заместитель генерального директора компании «Совинтел»:
– Ввод повременки на бизнесе нашей компании не отразится. Как оператор проводной связи наша компания предоставляет услуги для корпоративных клиентов – юридических лиц. А для них МГТС применяет повременную оплату уже давно.
В целом на рынке могут быть интересные перемены. Думаю, изменится отношение к мобильной связи – спрос на нее возрастет еще больше. Прекращение дотирования местной связи и ввод повременной оплаты означают увеличение счета для многоговорящих абонентов. Тарифы мобильных операторов, напротив, будут продолжать снижаться. Люди станут обращать больше внимания на услуги мобильных операторов, и некоторые абоненты откажутся от фиксированного телефона в пользу мобильного. Например, те, кто не хочет стоять в очереди на установку городского телефона. В результате МГТС может недосчитаться большого количества очередников.
Выгадают и те альтернативные операторы, которые работают с населением. Ведь если абонент готов платить, скажем, $8 в месяц традиционному оператору, он легко согласится платить $12 альтернативному оператору за лучшее качество связи.
Роман Проколов, cоветник генерального директора компании «Соник Дуо»:
– Психологический дискомфорт от ввода повременной оплаты стимулирует новые группы пользователей внимательно изучить предложения операторов мобильной связи. Наша компания («Соник Дуо» – оператор сети «МегаФон» в Московском регионе . – Прим. «Ко»), как и другие сотовые операторы, может выиграть от такого дополнительного интереса к мобильным услугам. Иногда говорят, что с вводом повременки в общественных сетях связи сотовые операторы отменят плату за входящие звонки. На самом деле прямой зависимости здесь не существует. Впрочем, «МегаФон» уже предвосхитил подобные ожидания и первым среди московских операторов отменил плату за любые входящие звонки после первой минуты.
В области мобильной связи показателен опыт Финляндии. Там после ввода повременной оплаты в общественных телефонных сетях резко выросла аудитория пользователей мобильной связи. Сотовый телефон стал реальной альтернативой телефону проводному. В итоге сейчас в Финляндии тарифы общественных и мобильных сетей разнятся всего на 20%, мобильной связью пользуется практически все взрослое население страны, а количество сотовых телефонов заметно превышает число проводных.
Михаил Умаров, руководитель службы по связям с общественностью компании «Вымпелком»:
– Ввод повременки может оказать влияние на бизнес сотовых операторов. Если сотовые операторы и МГТС договорятся о приемлемой схеме взаиморасчетов, то компании мобильной связи в перспективе смогут отменить плату за входящие звонки с городских телефонов, что даст серьезный толчок для роста абонентской базы.
Повременка окажет психологическое воздействие на пользователей: независимо от предложенных расценок люди поймут, что за связь надо платить точно так же, как и за любую другую услугу. Почти бесплатная и безлимитная городская фиксированная связь воспринимается как данность – вроде бесплатной воды из крана. Это один из рудиментов советской эпохи.
Окажется ли МГТС в экономическом выигрыше? Во многом это зависит от предложенных тарифов. Вопрос в том, будут ли они покрывать расходы и себестоимость услуг МГТС или останутся дотационной статьей бюджета. Ведь сама по себе повременка не решает проблем финансирования. Повременка – это только принцип тарификации услуг, и в техническом плане она позволила бы более равномерно распределить нагрузку на сеть МГТС.
Виктор Русских, генеральный директор компании «Релком. Деловая сеть»:
– Корпоративные пользователи Интернета уже давно знакомы с повременными тарифами в телефонии. Повсеместное внедрение повременки отразится прежде всего на домашних пользователях. Основная аудитория нашей компании – корпоративные клиенты. При этом основную долю оборота нам обеспечивают подключения по выделенным каналам.
Продуманный ввод повременки должен привести к уменьшению расходов Интернет-провайдеров. Сейчас провайдеры платят телефонистам за каналы связи и, естественно, включают эти расходы в свои цены. Если телефонисты начнут независимо от провайдеров брать повременную плату с пользователей Интернета, то получится, что клиент будет платить два раза за одну и ту же услугу. Телефонисты же будут получать двойную оплату – от провайдеров и от их клиентов. В некоторых странах платежи за пользование Интернетом идут напрямую в телефонные компании. И уже те сами перечисляют провайдерам их долю.
Думаю, с введением повременки естественное преимущество на Интернет-рынке получат телефонисты-провайдеры. Тем не менее я на сто процентов уверен, что разумный компромисс в отношениях клиент – провайдер – телефонист может быть найден.
Михаил Ланцов, генеральный директор компании «Корвет Телеком»:
– Введение повременки напрямую нас не затронет. Мы обеспечиваем связь через волоконно-оптический кабель, который сами подводим к домам. Возможно, повременка подтолкнет абонентов к отказу от коммутируемого доступа в пользу более современных технологий. Таких, например, как цифровое телевидение – мы можем предлагать его уже сейчас. Если бы в России была компания, которая стала предоставлять фильмы на основе нормального лицензионного соглашения, то мы предложили бы услугу «видео по запросу».
В Москву приходят новые технологии связи. Как только стоимость аппарата для IP-телефонии опустится ниже $100 и люди смогут покупать такие телефоны домой, то в Москве быстро начнет развиваться и IP-телефония.
Другое направление – DSL-технологии (высокоскоростной доступ к Интернету. – Прим. «Ко»). Обычно это решение предлагается корпоративным клиентам. Скорость передачи данных в таких сетях достаточно высока.
Возможно, введение повременки создаст проблемы некоторым московским проводным операторам. Начнется отток абонентов от МГТС. Люди пойдут к альтернативным операторам, но старые сети трудно модернизировать, и они просто могут не выдержать наплыва абонентов.
Николай Репин, генеральный директор компании «МТУ-Интел»:
– Переход на повременку является объективной необходимостью. Это вопрос стратегический, так как от него зависит дальнейшее развитие МГТС. Мы с пониманием относимся к введению повременки. Считаем, что в итоге она благоприятно повлияет и на качество услуг провайдеров.
Введение повременки позволит исключить или сократить «серый рынок» провайдинга (имеются в виду незарегистрированные Интернет-провайдеры, предоставляющие доступ в сеть, в частности, через ведомственные АТС. – Прим. «Ко»). В выигрыше окажутся те провайдеры, которые выстроили цивилизованные отношения с МГТС.
Пока неизвестна стоимость минуты. Трудно сказать, насколько возрастет уровень цен. Безусловно, мы постараемся смягчить это повышение. Но все же прогнозируем некоторое снижение спроса на услуги связи и готовимся к этому.
Наверняка возрастет популярность группового подключения к Интернету – например, домовых сетей. Это наше, российское изобретение: на Западе такие решения не используются. Возможно, к подобным решениям располагает наш коллективистский менталитет. «МТУ-Интел» уже подключила к Интернету таким способом почти 2000 московских квартир.
Сергей Лихарев, коммерческий директор компании «Голден Телеком»:
– У меня нет уверенности, что повременная оплата в ближайшее время будет введена в Москве: Юрий Лужков категорически против этого нововведения.
Нашей компании не столь уж важно, каким образом будет рассчитываться стоимость телефонного разговора для населения. Основной доход «Голден Телеком» (как интегрированный оператор) получает на корпоративном сегменте рынка. Однако ввод повременки косвенно затронет и бизнес-телефонию. В Москве есть крупные корпоративные клиенты, которые могли бы пользоваться более качественными телефонными услугами (голосовой ящик, переадресация звонков и т.д.), но пока этого не делают. Когда цены МГТС приблизятся к рыночным, то нам будет легче конкурировать с МГТС и предлагать эти сервисы.
Что касается коммутируемого доступа в Интернет, то ввод повременки не повлияет на наших клиентов, если МГТС не изменит условий договора с нами. Мы платим МГТС не по количеству минут. В этой ситуации для наших клиентов может быть введен «обратный звонок». При такой схеме клиент звонит нашему оператору по телефонам модемного пула, мы фиксируем его звонок и затем в течение нескольких секунд сами соединяемся с ним. В этом случае клиенту не придется платить за время соединения. Кстати, в некоторых микрорайонах Москвы, которые МГТС не телефонизирует, эта услуга уже предоставляется. Те же пользователи Интернета, для кого «обратный звонок» покажется неудобным (или те, кого не устраивают модемные скорости), смогут перейти на другие технологии – Ethernet, DSL или беспроводной доступ.