Очевидное и вероятное

«Нынешняя власть не опирается на базовые демократические ценности и проводит курс негативно влияющий на социальное и экономическое развитие страны. Эффективность правительства невелика. Общий результат считаю негативным. Нет необходимости говорить о работе кого-либо конкретно, система неправильная, изменения пошли не в ту сторону» - такую оценку нынешней ситуации в России дал отправленный год назад в отставку с поста премьер-министра Михаил Касьянов.* Он провел 24 февраля  пресс-конференцию, поводом которой стала презентация компании «МК-аналитика», нового места работы экс-премьера. Символично и симптоматично, что выступление Касьянова состоялось в день встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Братиславе. Несмотря на внешне дружелюбный результат встречи двух президентов, проблема соблюдения в России демократических прав и свобод  все активнее затрагивается американскими властями.

Касьянов, совсем недавно совершивший визит в США, выразил готовность работать над восстановлением демократических ценностей и не исключил своего участия в президентских выборах 2008 года. Несмотря на старательное замалчивание федеральными телеканалами, заявления Михаила Касьянова  стали едва ли не главной политической сенсацией недели, а то и года.

На первый взгляд непонятно почему. Общие слова об отказе Путина от демократии уже никого не могут удивить. Одним и так давно понятно, другим – это видится просто необходимым для спасения России. Про ЮКОС президентский советник Андрей Илларионов* высказался более чем исчерпывающе. Критика правительства стала уже общим местом. Кстати, в тот же день, 24 февраля,  Михаил Фрадков продемонстрировал несостоятельность своего кабинета, сообщив, что никакой программы действий на 2005 год у правительства нет. (А  на дворе уже март!)

 И все же Михаилу Касьянову достаточно было произнести несколько этих очевидных фраз, почти что банальностей, как он де-факто стал главным  претендентом на роль лидера «антипутинского сопротивления».

Все дело в том, что в обществе уже сформировался запрос на  подобного лидера. Феномен Касьянова в том, что эти очевидные оценки нынешней российской ситуации произнес человек, обладающий  реальными потенциалом объединить вокруг себя очень широкую коалицию, как на уровне элит, так и уровне электоральном. Какими бы низкими не были его сегодняшние социологические рейтинги, и сколько бы справедливыми не были воспоминания о «Мише - два процента». К тому же не будем забывать, что Борис Ельцин тоже когда-то был первым секретарем обкома КПСС.

Касьянов – свежий человек в политике. Несмотря на весь свой властный бэкграунд, он никогда не был политиком в идеологическом смысле. Теперь он может им стать, подобрав выброшенные нынешней властью  в канаву  ценности. Демократию как основу социально-политических отношений,  и частный капитализм как базовый принцип экономического развития. Ценности, которые разделяют  многие миллионы российских граждан, и которые являются основой для новой, постсоветской, элиты, и нового постсоветского общества. Михаил Касьянов получил шанс стать президентом победившего капитализма.


* признан в России иноагентом