Один большой театр

01.02.201600:00

Обычно к бизнесу в сфере актерского образования относятся предвзято — слишком мало успешных примеров. Урон репутации наносит плохой менеджмент. Занимаются образовательными курсами, как правило, бывшие актеры или педагоги, которые не умеют выстраивать бизнес-процессы, а ориентируются на себя любимых и свое творчество. «Ко» узнал, можно ли сделать театральную школу успешным делом.

Секреты мастерства Беба

Основатель калининградской театральной школы для взрослых «Эволюция» Алексей Беба начинал в 2010 г., как и все в этой сфере, скромно и бедно. Ему, вчерашнему студенту, было 23, когда он открыл актерские курсы — без стартового капитала и опыта работы в театре. Но стоило проекту запуститься, как пошли первые клиенты. Вскоре «Эволюция» стала одной из первых в России школой, чей руководитель сумел превратить, казалось бы, малорентабельное дело в небольшой, но успешный бизнес. Результат — аншлаги на спектаклях и среднегодовой оборот в 3 млн руб.

Алексей Беба родился на Дальнем Востоке, а вырос в Хакасии. После школы поступил на факультет бухгалтерского учета в Новосибирский государственный университет экономики и управления. Когда он учился на 5‑м курсе, к ним приехала искать таланты аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. «Из 200 человек на практику взяли меня одного», — вспоминает Алексей. Сбылась, как тогда казалось, его главная мечта — работать в столичном отделении всемирно известной корпорации. Через два года энтузиазм Бебы поубавился: в жизни наступил этап «не мое, не нравится». После увольнения он «проедал» накопления, думая о новом призвании, пока не начал переписку с девушкой, с которой учился в одной школе. К тому времени ее семья обосновалась в Калининграде.

Беба пару раз прилетал, чтобы «посмотреть город», но на окончательное решение переехать повлияли не только чувства. «Ее отец, предприниматель, предложил заняться поставками подержанной бытовой техники из Германии. Для меня это была долгожданная возможность получить бизнес-опыт», — рассказывает он. Первая привезенная партия товара оказалась последней в жизни Бебы. На фотографиях немецкий партнер обещал почти новые устройства «с парой царапин», а на деле оказался хлам. Алексею пришлось влезть в долги, чтобы возместить расходы. Первая неудача многому его научила. «Рад, что это случилось, — утверждает он. — Я развил навыки общения с мастерами по ремонту, программистами, делающими нам сайт, и магазинами, в которые пытался продать технику».

Тогда же Беба играл в Народном литературном калининградском театре, но понимал — не хватает актерского образования. Для профессионального роста нужны были частные уроки. В Сети он отыскал нескольких единомышленников и уговорил случайно найденного арендодателя сдавать зал по часам. Услуги театрального педагога оплачивали в складчину — так было дешевле всем. Свою театральную школу «Эволюция» Алексей Беба зарегистрировал в 2010 г. Он не вложил в проект ни копейки. «За зал я платил по часам. С преподавателем рассчитывался по той же схеме — по факту, — объясняет он. — С ребят, наоборот, брал предоплату за месяц обучения, а полученные деньги раскидывал на затраты». Первых клиентов предприниматель искал в социальных сетях. По три часа в день на протяжении четырех месяцев он рассылал пользователям «Вконтакте» предложения позаниматься актерским мастерством.

Несмотря на то, что на первый взгляд «Эволюция» казалась любительским предприятием, проект рос с самого начала. Сейчас Беба работает с семью преподавателями по договору подряда. В штате «Эволюции» числятся администратор и его заместитель. В распоряжении школы два постоянных зала (аренда каждого обходится в 20 000 руб. в месяц). За последние пять лет актерские курсы прошли 1500 калининградцев. Обучение разбито на три этапа — каждый из них длится три месяца. Первый курс предназначен для всех желающих. На втором студенты ставят этюды. В последнем случае три месяца уходит на подготовку и показ спектакля. Занятия в группе стоят 2000 руб. в месяц, индивидуальное обучение — 6000 руб. в месяц. Периодически «Эволюция» проводит «речевые» тренинги для компаний, но специально корпоративное направление не развивает. Сейчас все силы Бебы уходят на развитие онлайн-проекта «ГлавУч».

Беба одним из первых сумел увидеть в главной проблеме театрального бизнеса большие возможности. Фактически основная часть образовательных центров работает в минус. Сейчас успех продаж зависит от маркетинга, а руководители курсов, вышедшие из педагогической или актерской сферы, в нем совершенно не разбираются. «Я же по образованию бухгалтер, при этом люблю творчество, — делится Беба. — Поэтому, пока наши любительские театры не могут собрать зрителей на свои представления, мы показываем по 15–20 спектаклей в год и с помощью маркетинга собираем зал в 300–400 человек». Он продвигает проект с минимальными бюджетами — группа в «Вконтакте», рассылка SMS, розыгрыши билетов на радио, сотрудничество с благотворительными фондами действительно не требуют глобальных затрат. «Обычные театры просто печатают афишу — и на этом продвижение спектакля заканчивается», — поясняет он.

В прошлом году предприниматель экспериментировал с филиальной сетью. Мурманский любительский театр вышел на него с просьбой научить продавать актерские курсы. Так Беба начал зарабатывать на оказании консультационных услуг. С его подачи открылись филиалы «Эволюции» в Якутске, Ростове, Новосибирске и Варшаве. Несмотря на яркий старт, Беба на время свернул продажу франшиз. «Если сантехник никогда не умел вручную закручивать гайки, не факт, что после того, как ему дали инструмент, он станет хорошим специалистом. Получается, мы даем инструменты актерам, которые вообще не должны заниматься управлением театром. Нам нужно либо более дотошно выбирать людей, либо самим открывать филиалы и нанимать руководителей, оставляя за собой последнее слово. Я верю, что театр, как и кинотеатр, может быть прибыльным бизнесом. Просто надо на управленческие позиции ставить правильных людей», — размышляет Беба.

Эту цель он сделал главной миссией своего очередного стартапа «ГлавУч». За первые три месяца проект принес 350 000 руб. (затраты составили 30 000 руб.). Ресурс предназначен для руководителей учебных центров. С помощью вебинаров Беба учит правильно выстраивать бизнес-процессы — например, делать e‑mail рассылку, вести базу данных, пользоваться CRM-программами и эффективно рекрутировать успешных кандидатов. Сейчас в базе «ГлавУч» 300 клиентов. В новом году предприниматель намерен утроить показатели. «Эволюцию» тоже ждут реформы. «Более четко разграничим театральное направление и курсы, — объясняет он. — В прошлом году мы хорошо выступили на международном фестивале „Левый берег“ в Москве, где были единственным любительским театральным проектом. Надеемся в этот раз привезти домой награду». В отдаленной перспективе его планы выглядят еще амбициознее. Беба хочет купить или построить здание, чтобы сделать «Эволюцию» третьим профессиональным театром Калининграда.

Устроили «Сцену»

Пока создательница кемеровской театральной школы для взрослых «Сцена» Инна Бервено в декрете, она ведет проект удаленно. В 2012 г. по гранту «Ты — предприниматель. Кузбасс» девушка запустила частные актерские курсы. Ее устраивает качество проекта, но Бервено не довольна собой — нет предпринимательской хватки, умения продавать.

Это основная проблема всех руководителей учебных центров. В университете из нас готовят сотрудников культурно-муниципального учреждения, которые даже не задумываются, за что клиент платит деньги, — рассуждает Инна Бервено.

Бервено с детства мечтала о сцене. В 2010 г. она окончила Кемеровский государственный университет культуры и искусств по специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». Параллельно получила второе высшее по специальности «Менеджмент организации». «Честно говоря, тогда идея организации любительских курсов меня не очень вдохновляла. Я хотела работать в профессиональном театре», — вспоминает Инна ход своих мыслей двухгодичной давности. Эти аргументы исчерпали себя еще на 4‑м курсе университета, когда ее молодого человека пригласили участвовать в «зворыкинском проекте». На Селигер они поехали вместе. Тот год, как оказалось позже, стал отправной точкой в истории «Сцены». После получения диплома, устроившись работать в кемеровский Театр для детей и молодежи, Бервено задумалась над тем, как конвертировать свое увлечение в бизнес.

Во время участия в конкурсе «Ты — предприниматель» она узнала, что беременна. «Сотрудники областного департамента убедили меня не бросать проект. Сказали, что это не повод не участвовать, — смеется Инна. — Но это весомое обстоятельство существенно повлияло на его развитие». Вместе с администратором Бервено создала группу «Вконтакте» и на портале «Самопознание» разместила бесплатные объявления о наборе на актерские курсы. На запуск проекта у нее ушло 20 000 руб. Этого хватило, чтобы зарегистрировать ИП, напечатать раздаточный материал и снять зал по часам. «Неожиданно на наши объявления в Сети посыпались отклики, — вспоминает она. — На два первых пробных урока пришли 42 человека. Это вселило в нас необоснованную уверенность, что надо срочно начать занятия. Однако конверсия пришедших на пробный урок реальных учеников оказалось в итоге небольшой».

Сегодня «Сцена» — это два человека в штате и три педагога по договору подряда. Бервено руководит процессом удаленно, периодически проводит мастер-классы и пробные занятия. Базовый курс по актерскому мастерству «Сцена» продает от 1600 руб. в месяц. Отдельной графой идут индивидуальные консультации — от 1100 руб. в час. За 25 месяцев работы театральная школа выпустила 102 человека, провела около 50 разовых тренингов и поставила два любительских спектакля. «Это мало», — констатирует Бервено. Ей удалось отбить вложенные средства за два набора — через 4,5 месяца. Прибыли «Сцена» не приносит, держится на самоокупаемости. Клиенты «Сцены» — это менеджеры, руководители и преподаватели 25–35 лет. Предприниматели, если приходят, предпочитают индивидуальный формат.

Перспективы корпоративного сегмента очевидны. «Корпоративные тренинги реально продать даже в таком небольшом городе, как Кемерово, — соглашается Инна. — Нам просто нужен хороший «продажник». С гораздо большим энтузиазмом она рассказывает о творческих планах — о том, как хочется иметь собственную площадку и осваивать новые жанры. «Театральный бизнес подходит не всем, его невозможно развить по шаблону. Это специфический вид деятельности, который требует интереса и любви», — заключает девушка. Для нее представление о предпринимательстве как о наборе врожденных способностей — миф. Разумеется, встречаются люди, которые заставляют мир крутиться вокруг себя. Но, как показывает история, даже самые успешные бизнесмены сознательно воспитывали в себе навыки продавца. Просто этому нужно учиться, добавляет Бервено.

Домашний очаг

Достаточно трех слов, чтобы понять, как основатели театральной школы «Театр без границ» Наталья Перец и Богдан Чернышов относятся к своему проекту. «Это дело души», — поясняют они. Бывшие офисные сотрудники строят малый бизнес без опыта работы в театральной сфере, полагаясь на собственное чутье во всем — от маркетинга до фасона костюмов. «Театр стал воплощением нашего желания заниматься творчеством, — говорит Чернышов. — Мы стремились создать семейное и атмосферное место, в которое хочется возвращаться снова и снова».

В театральный бизнес Богдан и Наталья пришли три года назад. У Натальи два образования по специальности «Государственное управление» — в МГУ и Сиракузском университете (США). После возвращения в Москву в 2006 г. она устроилась в компанию, занимающуюся разработкой программного обеспечения, в которой, кстати, до сих пор работает. Богдан окончил юридический факультет ЛГУ им. А.С. Пушкина. Карьеру он строил в столичных госструктурах до тех пор, пока не разочаровался в своем выборе. В 2011 г., с переходом на должность юриста в банк, у него появилось больше свободного времени. Сначала Богдан записался в школу танцев, следом — на актерские курсы, где на первом же занятии познакомился с Натальей.

Они не обсуждали идею бизнеса.

Театр без границ" запустился на одном вдохновении. Обстоятельства складывались мистическим образом: раз — и я уже езжу по Москве в поисках подходящего помещения, — вспоминает Чернышов.

Чтобы придать серым комнатам в здании на Дмитровской вид уютного места, пришлось делать ремонт. На запуск проекта в общей сложности ушло 1 млн руб. В кредиты молодая пара влезать не хотела — не было особой нужды. Экономили на чем могли: ремонт, например, делали сами, сайт тоже. Расходы могли быть больше, если бы не помощь знакомого дизайнера-архитектора и ее мужа — дизайнера по свету. «Нужные люди сами возникали на нашем пути», — говорит Чернышов. «Это у Богдана есть замечательная способность находить нужных людей», — не соглашается Перец.

Поиском преподавателей партнеры занимались вместе: писали в социальных сетях, обзванивали театры, даже съездили в «Щуку». «Но если педагогов мы нашли достаточно быстро, собрать народ оказалось сложнее», — добавляет Перец. Они сделали ставку на группы в Facebook и «Вконтакте». На первое занятие записались около 10 человек, но в итоге никто не пришел. «Мы старались привлечь аудиторию бесплатными концертами и вечерами с будущими преподавателями и их творческими знакомыми. Но практика показала, что люди не ценят бесплатный продукт, даже если он отличного качества», — отмечает Чернышов.

В ноябре 2012 г. «Театр без границ» заработал официально. Сейчас в нем занимаются 8 групп — по 12–15 человек в каждой. В месяц обучение стоит в среднем 6000–7000 руб. Вложенные усилия окупаются постепенно — Чернышов и Перец еще не отбили стартовые деньги, но недавно смогли вывести бизнес на самоокупаемость. Все три года после открытия они практически жили в школе. Сами были уборщиками, эйчарами, администраторами, маркетологами. В Москве сложно найти «своих» людей, считает Перец. Несмотря на то, что у школы есть управляющая и руководитель проектов (восемь преподавателей работают на договорной основе), основатели до сих пор при деле. Чтобы сосредоточить свое внимание на развитии других направлений, им в команду нужны еще четыре человека, которые разделят общие цели.

Год назад партнеры запустили отдельное направление — корпоративные тренинги. (На столичном рынке такой недельный «курс» стоит от 50 000 руб.) Тогда пришлось отказаться от пары заказов — не хватало административных ресурсов, поясняет Перец. Сейчас, когда школа встала на ноги, они намерены активнее развивать корпоративный сегмент. Это поможет масштабировать проект. «У нас есть мечта — открыть второй зал в центре», — признается Наталья. Если все пойдет по плану, с сентября месячный оборот «Театра без границ» может составить около 1 млн руб.

Многим актерские курсы кажутся легким и приятным бизнесом. Но это не парикмахерская, в которую клиент пришел, постригся и ушел. Чтобы человек ходил постоянно, нужно поддерживать душевную атмосферу. Впрочем, если все делаешь правильно, затраты рано или поздно оправдываются, — добавляет Богдан.