Top.Mail.Ru
архив

Один за всех

Глава российского представительства одной западной компании проводит в офисе по 15 – 16 часов в сутки. То есть прямо с 7 утра и до 11 вечера. «Когда он успел сделать своих детей?» – недоумевают сотрудники. Расценивать такую самоотверженность можно по-разному. Кто-то скажет, мол, молодец мужик – пашет с утра до ночи. Другие скептически хмыкнут в том духе, что сам виноват – не выстроил, так сказать, систему делегирования полномочий, не воспитал, значит, команду, которой можно доверить работу. Какая из этих точек зрения правильная, сказать сложно. С одной стороны, променять семью на экселевские таблицы – это, конечно, не дело. А с другой – если 100% обязанностей руководителя будут исполнять его подчиненные, то у них рано или поздно возникнет вопрос, зачем им такой руководитель нужен. Как бы то ни было, чем более высокое положение человек занимает в корпоративной иерархии, тем меньше в его деятельности процент «ручного» труда и больше процент общения с самыми разными людьми. В первую очередь – со своей командой.

«Когда люди собираются вместе, всегда возможны разногласия; некоторые просто не могут уступить другим контроль или сдерживать свое эго», – пишут авторы книги «Как эффективно управлять командой». И действительно, одна из главных задач всякого руководителя – навести порядок среди своих подчиненных, которых порой тянет назвать «подопечными». И порядок не в том смысле, чтобы все, не отрывая взгляда от мониторов, трудились на работе по 12 часов в сутки. А такой порядок, чтобы люди грамотно и слаженно друг с другом взаимодействовали. «Один из плюсов командной работы заключается в том, что объединенные способности и опыт всей группы гораздо эффективнее, чем навыки отдельных сотрудников», – подсказывает книга. И это чистая правда. Ваш покорный слуга не раз был свидетелем ситуаций, когда меньшая по численности команда, располагающая сравнительно скромными ресурсами, умудрялась проделать работу, перед которой до этого пасовали куда более многочисленные, но неслаженные группы. Подготовить за пару дней с нуля 32-страничную «демо-версию» глянцевого журнала? Легко – если подойти к делу с головой, руками и командой. При этом важно понимать, что «команда» не является неким сакральным объектом, интересы которого каждый сотрудник должен ставить выше собственных. Напротив, гораздо правильнее, если люди понимают, что в команде они добьются лучших результатов, чем поодиночке. В этом случае они будут ценить коллег не потому, что начальник на планерке сказал, что «мы все одна команда, так что давайте-ка цените друг друга», а потому, что это выгодно им самим. В современном мире нет времени на долгие уговоры и «притирки». «Вы не сможете позволить себе роскошь «пробовать», пока не найдете оптимального сочетания, – замечают авторы книги. – Вместо этого вы должны быстро превратить группу отдельных специалистов в сплоченную команду».

Едва ли данная книга способна открыть кому-то глаза на какие-либо базовые принципы командного взаимодействия или заставить читателя схватить карандаш и начать делать судорожные пометки на полях. Зато она хорошо прочищает мозги. После ее прочтения вы начинаете отчетливо понимать, как именно должна выглядеть и действовать правильная команда. То есть вы, конечно, все это знали и раньше, но вот ясности не было. «Представьте себе, что ваша команда перегружена работой, а вас просят приняться за еще один проект, – предлагают авторы. – Если вам хочется стиснуть зубы при мысли о том, что это будет значить для команды и как скажется на результатах ее работы – лучше сказать «нет». Мудрый житейский совет – не больше, заметите вы. Спору нет. Но когда вы в последний раз отказывали боссу, понимая, что брать на себя новые обязанности в вашей ситуации – это медленная и особо извращенная форма самоубийства? Скорее всего, давно или вообще никогда. А все из-за страха, что «так не принято», или беспочвенного опасения, что отказ от дополнительной работы будет расцениваться как профессиональная несостоятельность вашей команды. Книга «Как эффективно управлять командой» ценна именно тем, что она просто и обоснованно рассказывает, что на самом деле «принято», а что является всего-навсего плодом вашего воображения и управленческих комплексов.

 

Выходные данные

Майкл Каннинг, Марла Тучински, Синди Кэмпбелл «Как эффективно управлять командой», серия Duke Corporate Education, ИД «Вершина», 2006 г., 154 стр. Тираж: 4000 экз.

 

Еще по теме