Одинокий кошелек
Вплоть до последнего времени имена бенефициаров холдинга «Петропавловск Финанс» Андрея Вдовина и Кирилла Якубовского ассоциировались прежде всего с их банковским активом – Экспобанком. В опубликованном в феврале рейтинге российских миллиардеров, где Вдовину и Якубовскому приписано по 5,9 млрд рублей, партнеры названы «бывшими владельцами Экспобанка». В прошлом году он был продан английской группе Barclays и к настоящему времени переименован в Барклайс банк. Однако у его экс-владельцев есть и другие банковские проекты. В частности, в 2006 году Вдовин и Якубовский установили контроль над Национальным банком развития (НБР). Новые хозяева не стали интегрировать приобретение в состав банковского холдинга, а оформили его как отдельный проект, специализирующийся исключительно на private banking. Когда-то полноценный банк, НБР стал сворачиваться – закрыл кредитно-кассовые офисы и отделения, сократил операции на финансовых рынках, ликвидировал филиал в Санкт-Петербурге. Одновременно проводилась политика «разделения труда» между банковскими активами группы: корпоративный блок НБР был передан в Экспобанк, а состоятельным клиентам-физлицам Экспобанка было предложено перейти на обслуживание в НБР. Позднее поменялась и вывеска: Национальный банк развития сменил название на M2M Private Bank и стал первой специализированной кредитной организацией с российским капиталом, работающей на рынке private banking.
Равнение на владельцев
На общемировом фоне M2M кажется банком сравнительно демократичным. Если крупные западные структуры принимают на VIP-обслуживание только клиентов со средствами свыше $50 млн, то M2M согласен работать начиная со $100 000. К тому же вопросы, которые приходится VIP-банку решать в России, гораздо шире. «У них клиенты private banking – это люди за 50, которые в 80% случаев получили свои капиталы в наследство, а в этом банке обслуживались еще их отец, деды и прадеды. У нас в большинстве своем клиенты достаточно молоды, деньги они заработали сами, и в российском исполнении private banking – это классическое банковское обслуживание плюс wealth management, открытие счетов за границей, страхование», – говорит председатель правления M2M Private Bank Владимир Зражевский.
На сегодня под управлением банка находится порядка $450 млн. Более 75% клиентской базы – срочные депозиты физических лиц. Какую долю банк занимает на рынке, точно сказать невозможно, поскольку эксперты оценивают объем российского рынка private banking в России в диапазоне от $20 млрд до $200 млрд. Впрочем, по-видимому, финансовая устойчивость банка обеспечивается прежде всего благодаря средствам акционеров. «Самые главные и самые требовательные наши клиенты – наши владельцы», – заявляет Зражевский. Всего же, по его словам, в банке обслуживается порядка 800 клиентов, включая всех акционеров. Больше десятка клиентов числятся в списках Forbes и других рейтингах, с гордостью отмечает глава банка.
Но для акционеров держать деньги в собственном банке вполне естественно. А вот для привлечения внешних клиентов банк, подобный М2М, еще должен доказать свою жизнеспособность.
Хотя формально продажа Экспобанка никак не повлияла на М2М, фактически его положение изменилось. До сделки с англичанами М2М если не де-юре, то де-факто находился в составе крупной банковской группы, которая была способна оказывать клиентам весь спектр финансовых услуг. Правда, представители продавца фактически признают, что интеграции между универсальным и VIP-банком по большому счету не было. «Экспобанк – это был формат, который продавался, был интересен покупателю. Это ритейлер, снабженный хорошей сетью, IT-решениями, решениями риск-менеджмента, то есть упакованная коробка, готовая к продаже. В то же время существовал непрофильный бизнес, в первую очередь по обслуживанию VIP-клиентов, который не вписывался в эту коробку, не был предназначен для ритейлера с четким регламентом», – разъясняет Зражевский.
Тем не менее для российской – и не только – деловой практики стандартным считается существование подразделения private banking внутри универсального банка. Бизнес-модель, предусматривающая выделение этого бизнеса в самостоятельный банк, не имеющий возможности опереться на более широкую структуру, вызывает у многих специалистов большие сомнения.
Цена одиночества
Не все состоятельные люди склонны доверять свои сбережения банку подобной специализации, средних размеров, не являющемуся частью крупной финансовой группы и не располагающему раскрученным брендом. «Я и до кризиса не стал бы доверять сбережения банку с упомянутыми характеристиками. Для эффективного управления денежными средствами необходимо иметь надежное «плечо», которое есть, как правило, у крупных организаций», – подчеркивает управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate Омар Гаджиев. Надежные и успешные организации, занимающиеся private banking, по его убеждению, передаются «из уст в уста», и выбор управляющей компании основывается зачастую на рекомендациях знакомых. Сейчас же, в эпоху кризиса доверия, хочется иметь полный контроль над собственными средствами. Поручать их «абы кому» было бы довольно неосмотрительно.
Кроме того, предприниматели больше доверяют банкам, обслуживающим их бизнес, и не всегда это их собственные структуры. «Если деньги компании идут через какой-то банк, то ее владелец будет там держать и личные средства. Кроме того, доверием продолжают пользоваться и зарубежные банки», – считает аналитик ИК «Ак барс Финанс» Полина Лазич. Учитывая динамику бегства капитала за рубеж, можно сказать, что за последние полгода многие крупные суммы ушли из страны (по данным ЦБ, в целом в 2008 году – $129,9 млрд), соглашается Дмитрий Парфенов, руководитель аналитического департамента ИК «Проспект». Причина – ограничения гарантирования банковских вкладов (700 000 руб.), риски девальвации, политической нестабильности. Причем деньги выводят во всех направлениях с диверсификацией по рискам и по видам вложений (доллары, евро, азиатские валюты, золото, другие активы).
«Если речь идет именно о создании банка, а не о выделении направления, специализирующегося на private banking, то мы считаем, что такое время в России еще не пришло, – заявляет заместитель директора департамента по работе с VIP-клиентами банка «Петрокоммерц» Илья Федукин. – Основная часть работы западных частных банков сконцентрирована на обслуживании семейных капиталов, передаваемых по наследству. Это позволяет им не прилагать значительных усилий к развитию собственных услуг и работать в рамках так называемой открытой архитектуры, получая за управление активами комиссионное вознаграждение. В России ситуация кардинально другая в силу того, что основная часть VIP-клиентов является владельцами капиталов в первом поколении. Банки, работающие на рынке private banking, пока только выстраивают долгосрочные отношения с клиентами и не могут отказаться от развития собственного набора услуг, апробация которых иногда происходит в розничном сегменте бизнеса».
«Создание банка, занимающегося исключительно private banking, в данный момент вряд ли оправданно, – соглашается директор департамента управления частного капитала Промсвязьбанка Петр Терехин. – Только при мощном банке, готовом оказать поддержку на любом этапе финансового обслуживания VIP-клиента и обеспечить замкнутый цикл реализации любого продукта/услуги, возможна эффективная реализация private banking».
Не «Макдоналдс»
Существуют определенные проблемы с прибыльностью специализированных банков. Как полагает Илья Федукин, private banking в отличие от «розницы» – низкомаржинальный бизнес. Это обусловлено логикой рынка, когда за объем предоставленных банку финансовых ресурсов клиент получает ценовые и другие преференции. Таким образом, средства, привлекаемые от VIP-клиентов, дороже средств, привлеченных от розничных клиентов, а кредиты, выданные VIP-клиентам, дешевле кредитов, предоставленных «рознице». То же происходит и с комиссионным вознаграждением.
Чтобы прибыльно работать, банк обязан для относительно небольшого сегмента VIP-клиентов обеспечить возможность получения максимально возможного перечня услуг на условиях, интересных для обеих сторон. Для этого все наиболее простые операции должны быть четко стандартизованы, автоматизированы и занимать минимум времени, чего иногда бывает сложно добиться без их обкатки на «рознице». В то время как более сложные задачи требуют «ручной» работы и соответствующей квалификации специалистов.
К этому надо добавить, что VIP-подразделения крупных финансовых групп имеют возможность опереться на раскрученный бренд своих материнских структур. У М2М такой возможности нет.
Руководство банка не видит в этом проблемы. «Мы выглядим как департамент крупного банка, но принятие решений у нас происходит проще и быстрее. Понятно, что у нас нет пока идеальной модели, мы работаем в формате отдельного проекта чуть больше года. Есть небольшой минус в том, что мы не можем сказать: «Мы – часть великой империи», но нам это не мешает», – говорит Зражевский. Ведь, по мнению главы банка, даже в раскрученном бренде имеются свои недостатки. «Крупные банки с громким именем можно сравнить с шикарным «Макдоналдсом», – иронизирует он.
VIP-Кризис
Обкатывать рискованные бизнес-модели хорошо в спокойное время. В условиях рецессии банк, специализирующийся на одном виде бизнеса, рискует разделить судьбу этого сегмента. Между тем богатые люди особенно остро почувствовали дыхание дефолта. Правда, поскольку кризис обострился только в последнем квартале прошлого года, на годовой статистике он не сказался, и банки, занимающиеся VIP-обслуживанием, продолжают рапортовать об успехах. В Росбанке общее число клиентов на начало 2009 года превысило 1800 человек, в банке «Петрокоммерц» в последнее время оно увеличивалось в среднем на 30% ежегодно, и кризис не оказал серьезного влияния на средний количественный прирост. Об увеличении числа состоятельных клиентов заявили также в Промсвязьбанке и Райффайзенбанке.
Тем не менее, по экспертным оценкам, к концу 2008 года число российских миллионеров могло сократиться на 20 – 40%. В рублевом выражении на фоне роста валютных активов рынок снизился на 10 – 15%.
«Кризисные явления вызвали существенное перераспределение клиентов в пользу крупных операторов рынка private banking, продемонстрировавших стабильность в условиях высокой неопределенности финансовых рынков», – отмечает Илья Федукин из «Петрокоммерца». И хотя многие крупные банки ощутили приток клиентов, средний объем средств, передаваемых клиентами в управление, уменьшился.
Владимир Зражевский утверждает, что в банке практически не наблюдался отток клиентов. «Бесспорно, кто-то ушел, но кто-то и пришел. Категория людей, которые снимали деньги, – те, для кого это «единственный миллион», они беспокоились больше всех», – говорит он.
Если клиенты не разорятся, то опасности для банка нет, однако, как полагает Сергей Карыхалин из УК «Капиталъ», основной риск – сложность с наращиванием клиентской базы в дальнейшем. При этом разнонаправленность бизнеса в нынешних условиях также не панацея. «С диверсификацией такие банки опоздали. К примеру, набрать корпоративных клиентов сегодня непросто», – считает Полина Лазич. Ведь в случае возникновения проблем в своем банке обслуживание организации будет переведено, скорее всего, в один из банков с госучастием. Таким образом, даже если узкоспециализированный Private Bank вполне комфортно чувствует себя в нынешней нише, его дальнейшее развитие может вызвать большие вопросы.
Еще по теме

