Одним росчерком пера
Хулиганистые Потап и Настя, интеллигентный Иван Ургант, нишевые рокеры "Братья Грим" и еще десятки звезд шоу-бизнеса: их росчерки ценой от 500 до 800 руб. можно приобрести на сайте "Автографомания.ру" продюсера и владельца event-агентства Open Air Сергея Луненко. Первым в России предприниматель догадался, как монетизировать автографы звезд. Стоит отметить, что сама по себе идея не нова, в США давно и успешно существуют как минимум три сайта, где фанаты звезд шоу-бизнеса и спорта могут купить автограф кумира. Кстати, в Америке все началось со звезд бейсбола, у нас - со звезд шоу-бизнеса.
Работает это следующим образом: "Автографомания" заключает с медийным персонажем договор и проводит автограф-сессию, все действо записывается на видео, которое является доказательством подлинности автографа. Организаторы получают 30-35% выручки с продаж, остальное идет артисту и на благотворительность.
"О проекте "Автографомания" я слышу очень разные отзывы: кто-то утверждает, что продавать автографы - это неправильно для самих звезд, а кто-то, наоборот, видит в этом большой потенциал, - рассказывает Сергей Луненко. - Мировой опыт показывает, что монетизировать автографы кумиров миллионов можно и даже нужно. На Западе это поставлено на поток и приносит звездам дополнительный неплохой заработок. А у нас все наоборот. Например, гонорар за выступление Стаса Михайлова или Григория Лепса - несколько десятков или даже сотен тысяч евро, а их автографы практически ничего не стоят, так как артисты раздают их направо и налево, более того, фанаты вообще не привыкли платить за автографы. Цель "Автографомании" - не только заниматься благотворительными делами, но и нивелировать пропасть между гонорарами артистов и стоимостью их автографов, тем самым создавая цивилизованный рынок автографов звезд. Если звезда по-настоящему ценна, то и ее автограф не может стоить копейки, должна быть ценность во всем. А то сейчас очень часто бывает, что люди фанатеют от какого-либо артиста, а когда им предлагаешь приобрести его автограф в тихой и спокойной обстановке, не выходя из дома, иногда раздаются возгласы: "Да что он о себе думает, кто он вообще такой, чтобы я платил за его автограф, он что, Майкл Джексон?" Это показывает истинное отношение к артисту и к ценности его автографа. Только 20% российских звезд хотят получать деньги за проданные автографы, остальные отдают их на благотворительность. Кто-то просит направить средства адресно, некоторые желают контролировать каждую копейку, вырученную от реализации их автографов и перечисленную на благотворительность, другие даже не интересуются, на какое именно благое дело уйдут их деньги".
Впрочем, речь идет о весьма скромных суммах, по крайней мере, пока.
Налетай, подешевело!
"В запуск проекта на данный момент вложено около 1,5 млн руб., это собственные средства, - уточняет создатель портала "Автографомания" Сергей Луненко. - Работа сайта, зарплата менеджеров, которые работают со звездами и договариваются об автограф-сессиях, производство открыток и плакатов, реклама - этот бизнес с самого начала потребовал вложений".
За первый год работы "Автографомания" на окупаемость не вышла, в месяц продажи автографов приносят около 100 000 руб. Выйти на прибыльность Сергей Луненко планирует к концу 2014 г. Пока же абсолютно новый для России бизнес растет и строит вокруг себя рынок.
Сейчас автографы звезд на открытке стоят 500 руб., а на постере - 800 руб. "Мы пробовали продавать автографы по 1500 руб., эта цена учитывала все наши расходы, но покупатель на нее не согласился, и мы пошли навстречу рынку", - рассказывает о ценообразовании Сергей Луненко.
"Идея монетизировать автографы звезд интересна и вполне жизнеспособна, - комментрирует генеральный директор агентства маркетинговых решений "Страгет" Наталия Балашова. - Приносить прибыль проект будет при условии грамотной раскрутки: какое-то время людей нужно будет приучать к мысли о том, что автограф можно купить и он стоит денег. Но пока "Автографомания" больше похожа на хорошо продуманный пиар-ход для продвижения основного бизнеса Луненко - event-агентства Open Air".
Стоит только начать
Звезд на портале "Автографомания" немного. Всего 35 автографов можно купить, зайдя на сайт, там же можно и заказать автограф, которого прямо сейчас нет в наличии. В 2014 г. Сергей Луненко планирует расширить каталог до 5000 медийных персонажей. Список должны пополнить не только отечественные звезды эстрады, кино, спорта и политики, но и их зарубежные коллеги. "Конечно, если удастся договориться о продажах автографов звезд мировой величины, то это будет в разы прибыльнее", - признает Сергей Луненко. На данный же момент предприниматель не без успеха продает автографы российских и украинских звезд жителям удаленных от столиц городов. "Моя аудитория - это не Москва и не Санкт-Петербург, здесь проходит множество концертов и событий, автографом тут никого не удивить, - делится наблюдениями Сергей Луненко. - Основные наши продажи идут в тех городах, куда звезды приезжают редко, отдельный рынок - это заграница, где наши соотечественники скучают по российским артистам. Так, недавно в Германию был отправлен автограф группы "Белый орел".
"Проект "Автографомания" будет интересен людям, живущим за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, - согласен с создателем сайта фронтмен питерской рок-группы "Точь-в-точь" Иван Волков. - Там приезд звезды - настоящее событие, а процесс получения автографа в разы сложнее, чем, например, в Москве, где постоянно проходят какие-то мероприятия с медийными персонами. Для звезд же этот проект - прекрасная возможность без каких-либо усилий поддерживать свою популярность даже в самых удаленных уголках страны".
Открытки и плакаты, которые пока являются основными "носителями" росчерков звездного пера, автор проекта "Автографомания" позиционирует как подарок-сувенир. "Мне интересен рынок подарков-сувениров, - говорит Сергей Луненко. - Ведь автограф звезды - это и нестандартный подарок, и оригинальный сувенир. Моя аудитория - не серьезные коллекционеры, а люди, желающие получить автограф, но при этом не стремящиеся вылавливать кумира и толпиться у служебного входа. А таких желающих вполне достаточно, и вопреки сложившемуся стереотипу речь идет не об истеричных подростках, а о вполне взрослых и платежеспособных людях. Автограф - это хороший подарок, например на день рождения или даже на какой-нибудь "необязательный" праздник вроде Дня всех влюбленных; интересный аксессуар для интерьера. Некоторое время назад одно кафе закупило у нас сразу несколько открыток, чтобы украсить ими помещение".
По мнению аналитиков, рынок подарков в России уже давно переполнен предложениями, конкуренция здесь по-настоящему высока. Но у нишевого продукта Сергея Луненко шанс пробиться все-таки имеется. "Чтобы попасть и утвердиться на рынке подарков, "Автографомании" нужно искать поддержку у сильных сетевых игроков в регионах, договариваться о продажах своих открыток и плакатов с автографами в магазинах вроде "Красного куба" или с продуктовым ритейлом, на торговых площадях которых часто есть маленькие магазины с подарками, - рассуждает Наталия Балашова. - Так как автографы будут позиционироваться как подарки, то надо учитывать гендерные праздники. Например, популярный спортсмен или политик поздравляет мужчин с 23 февраля; любимец дамской аудитории ставит свой автограф на открытке "С 8 Марта". А так как автограф срока годности не имеет, тираж можно распродавать годами. Правда, тут звезде придется потрудиться и подписать не десять и даже не сто открыток. Зато и прибыль будет больше, и узнаваемость в регионах повысится".
Соломки подстелить
Кроме теоретически возможной конкуренции, у бизнеса Сергея Луненко есть одна уже существующая проблема: автографомафия. "К нам часто обращаются жертвы мафии автографов (как покупатели, так и сами звезды) с просьбой о помощи. Мы долго не могли понять, чем же помочь пострадавшим, и наконец нам пришла идея - организовать миссию по захвату мошенников", - распространяет по новостным сайтам официальный пресс-релиз "Автографомания". "Работа в этом направлении проводится серьезная, достигнуты конкретные результаты", - отмечает Сергей Луненко и добавляет, что в России за нарушение 159-й статьи Уголовного кодекса РФ, а именно за подделку подписей, ежегодно задерживается более ста человек, изымаются десятки фальшивых автографов.
"Естественно, что автографы звезд пользуются спросом со стороны их поклонников, поэтому возникает рынок, на котором им готовы предложить ряд подписей звезд, однако за их подлинность никто не несет ответственности, - поясняет аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. - При этом бизнес "Автографомании" теряет потенциальных клиентов после их обращения к мошенникам".
А вот сами представители шоу-бизнеса большой проблемы в подделке автографов не замечают. "Мне кажется, размеры автографомафии преувеличены, возможно, с целью самопиара, - размышляет Иван Волков. - В России немного звезд такого масштаба, чтобы кому-то было выгодно зарабатывать на поддельных автографах".
Несмотря на то, что и бизнес-эксперты, и представители шоу-бизнеса признают потенциал проекта "Автографомания", рассчитывать на инвесторов Сергею Луненко все же не стоит.
"Если обратить внимание на площадки интернет-аукционов, то торговля предметами, автографами и прочей атрибутикой известных людей занимает там значимую долю. Ниша подобных товаров в России почти не занята, хотя, как можно предположить, у российских и украинских звезд есть свои поклонники, - рассуждает аналитик брокерского дома "Открытие" Андрей Кочетков. - Если подобные вещи будут застрахованы от подделок, то ниша рынка перспективная. Однако товар этот очень специфический и вряд ли подойдет для инвестирования. Как минимум есть много вопросов по ликвидности таких инструментов, то есть возможности их быстро реализовать".
"Как в развитых странах"
Можно привести один аргумент в пользу бизнес-идеи Сергея Луненко: он берется создать в России бизнес, уже достаточно бурно развивавающийся в западных странах. Сегмент автографов занимает около 10% мирового рынка раритетов. Традиционные рынки - Великобритания и США, в последнее время к ним активно подключаются Россия и Китай. По оценкам экспертов, в покупку автографов сегодня вовлечены 300 млн коллекционеров по всему миру. Обычно стоимость автографов-подписей относительно невелика и чаще составляет несколько сотен или тысяч долларов.
Как и всякий связанный с коллекционированием сегмент, этот рынок не очень прозрачен, поскольку значительная его доля находится в тени. Однако очевидно стремление отрасли к самоорганизации и структуризации, что однозначно говорит о росте объемов и числа игроков. Так, в отраслевой организации официальных дилеров Professional Autograph Dealers Association (базируется в США) насчитывается на данный момент 48 членов. Действуют и другие профильные объединения, пытающиеся консолидировать заинтересованную аудиторию и установить правила fair play.
В качестве самого яркого примера бизнеса на перепродаже автографов можно привести бизнес американца Брэндона Штейнера, создавшего в 1987 г. компанию Steiner Sports, которая покупала у спортсменов автографы, а затем выставляла их на продажу для широких масс. Только на этом бизнесе Штейнер стал делать ежегодно $30-40 млн.
Продажи автографов организованы и в реальности, и в онлайне, на постоянно действующих площадках и на аукционах, которые разные дилеры проводят с разной периодичностью. В Европе одним из крупнейших участников рынка считается, в частности, International Autograph Auctions Ltd. (базируется в Великобритании), созданная в 2005 г. Компания работает по типичной схеме, продавая индивидуальные лоты по цене от 80 фунтов стерлингов до 100 фунтов и коллекции, оцениваемые в сумму от 10 000 фунтов до 250 000 фунтов. Доля успешных продаж при этом составляет 85-95%, что, как отмечают специалисты, выше среднего показателя по отрасли. Продажи автографов проводятся также не на специализированных аукционах, а, например, на площадках, торгующих историческими лотами (Alexander Historical Auctions, США), не говоря уже о таких известных аукционных домах, как Christie's и Sotheby's.
Кроме того, некоторые сайты специализируются на автографах, например, исключительно спортсменов и т.п. Так, ресурс www.signaturesworldwide.com позиционирует себя как одну из крупнейших мировых площадок по торговле автографами, надписанными альбомами различных музыкальных групп и их музыкальными инструментами, в первую очередь гитарами, подарками от знаменитостей и т.д. С момента создания в 2010 г. сайт посетили более 500 000 интернет-пользователей, а постоянными клиентами стали свыше 3000 человек. В число постоянных клиентов входят также клубы, бары, отели и даже музеи, экспозиции которых посвящены, например, различным музыкальным направлениям. Сайт продает автографы Пола Маккартни, Арнольда Шварценеггера, Эрика Клэптона, Майкла Джексона.
Автографы могут быть прекрасной инвестицией. В 2011 г. компания Paul Fraser Collectibles предоставила данные, согласно которым, индекс автографов, рассчитанный из стоимости сорока подписей знаменитостей, вырос на 336% в течение десятилетия. Цена автографа Нила Армстронга (первый человек, в 1969 г. вступивший на лунную поверхность) к 2011 г. подскочила на 900%, а подпись The Beatles на фото стоила 22 500 фунтов стерлингов, что является рекордом, а следовательно, и самой дорогой фотокарточкой с росчерком знаменитостей.
По данным еще одного из серьезных игроков сегмента - лондонского торгового дома Fraser`s, вложения в сегмент автографов намного доходнее акций и инвестиций в недвижимость Великобритании. По оценкам, с 1997 г. по 2004 г. обладатели автографов группы Beatles, например, смогли получить доход более чем в 200%. Но это не идет ни в какое сравнение с ценой автографов членов экипажа американского космического корабля "Апполон-11", совершившего высадку на Луну: их стоимость с 1997 г. выросла на 350%.
Стоимость автографа зависит от степени известности, редкости и того объекта, на котором стоит подпись. Эксперты аукционного дома Christie's советуют приобретать в первую очередь автографы киноактеров и отмечают, что стоимость автографов резко возрастает в случае смерти подписавшегося лица.
Но российский рынок автографов Сергею Луненко придется пока строить в одиночестве. Остается надеяться на собственные силы и удачное расположение звезд.
Написано пером
К числу самых любопытных лотов, выставленных на аукционы по продаже автографов в 2013 г., можно увидеть: 140 писем короля Георга III (1738-1820) проданы в декабре за $130 000 на аукционе Profiles in History в Лос-Анджелесе. Лот был выставлен Property of a Distinguished American Private Collectore;
на аукционе Bonhams а $56 500 выставляется датированное сентябрем 1942 г. 8-страничное письмо 16-летней Нормы Джин - Мерилин Монро, в котором она делится впечатлениями от первых месяцев жизни замужем - с мужем Джимми Догерти: "Я все время занята уборкой и готовкой, мне все говорили, что быть домашней хозяйкой - целое дело, и, видит Бог, я начинаю это понимать. Но это еще и очень весело";
пять писем Альберта Эйнштейна его коллеге-физику Полу Гертцу с размышлениями Эйнштейна по поводу теории относительности, написанные в период между 1910-м и 1915 г. ушли в ноябре на торгах в Нью-Йорке за $161 тыс. при стартовой цене в $100 тыс. Самое дорогое письмо Эйнштейна продано в 2008 г. в Лондоне за $275 706.
Источник: http://www.paulfrasercollectibles.com/