Одностороннее развитие

07.04.200300:00

Полтора года назад группа «Интеррос» – владелец «Норильского никеля» – учредила сельскохозяйственную компанию «Агрос». Акционеры «Интерроса» задумали создать холдинг, который объединил бы производство и переработку зерна, птицы и свинины.

 

Объявление «Интерроса» о грандиозном сельскохозяйственном проекте наделало в свое время много шума. «Это новое стратегическое направление нашего бизнеса, – говорил президент «Интерроса» Владимир Потанин в октябре 2001 года на пресс-конференции, посвященной созданию «Агроса». – У сельского хозяйства большой потенциал, эта отрасль может быть выгодной сферой приложения капитала». В подтверждение своих слов он назвал сумму, которую холдинг выделил «дочке» в качестве уставного капитала, – $100 млн. Но в качестве «лучшего показателя значимости проекта» Потанин рассматривал назначение президентом «Агроса» Дмитрия Ушакова, работающего в команде олигарха с 1993 года, с 1998 года – на должности гендиректора «Интерроса».

Дмитрий Ушаков поддержал энтузиазм шефа и сказал, что конечная цель «Агроса» – «войти в пятерку крупнейших сельскохозяйственных компаний мира», а программа-минимум – «за три года создать высокорентабельную структуру, привлекательную для инвесторов, и провести первичное размещение акций».

Половина отмеченного Ушаковым срока истекла. За 2002 год «Агрос» потратил на развитие около $80 млн. У компании сейчас есть крупный птицеводческий комплекс, по темпам роста отстающий от лидеров отрасли, и до сих пор нет мясного производства. «Агрос» увяз сразу в двух акционерных конфликтах, купив спорные активы – мясокомбинаты «ТАМП» и «Смолмясо». Зато «дочка» «Интерроса» стала одним из крупнейших торговцев зерном в России.

 

Хлебное дело

Стартовые капиталовложения «Агрос» сделал в октябре 2002 года, купив компании «Контракт-Холдинг» и «Росхлебопродукт». От первой «Агросу» достались два элеватора и огромный свиноводческий комплекс «Ильиногорское» в Нижегородской области. Через год этот комплекс продадут «за ненадобностью», хотя сразу после покупки «Ильиногорское» презентовали как серьезную инвестицию в животноводство.

Поглощение «Росхлебопродукта» автоматически вывело «Агрос» в число лидеров зернового рынка. На момент сделки этот концерн владел или управлял пакетами акций более чем 40 предприятий – элеваторов, мукомольных, хлебопекарных и комбикормовых заводов по всей стране – от Мурманска до Южно-Сахалинска. Кроме того, в «Росхлебопродукт» входило птицеводческое объединение «Ставропольский бройлер». «По нашим расчетам, птицеводство – это суперрентабельный бизнес», – заявил тогда Ушаков. К концу прошлого года в «Агросе» определились с тем, сколько инвестировать в этот самый бизнес – около $37 млн. Между тем за 2002 год производство куриного мяса на «Ставропольском бройлере» выросло всего на 12% – до 24 000 т. Для сравнения: за соответствующий период курская компания «Агрохолдинг» увеличила производство мяса птицы на 30% – до 52 000 т, а птицеводческий комплекс «Михайловский» (входит в холдинг «Черкизовский») – почти на 100%, до 30 000 т.

Впрочем, в первой половине 2002 года «Агросу», похоже, было не до кур: все силы компании были брошены на построение зернового бизнеса, так как в стране ожидался большой урожай. Менеджеры холдинга занимались реорганизацией «Росхлебопродукта», распутывая сложную схему владения активами предприятий и докупая акции там, где у концерна была минимальная доля. В марте 2002 года «Агрос» переманил к себе буквально всю управленческую команду компании «Дантон» – крупного зернового трейдера. А в следующем месяце холдинг объявил о подготовке проектов строительства зерновых терминалов в портах Усть-Луги (Ленинградская область), Новороссийска и Азова. Тогда же компания объявила, что собирается экспортировать не менее 1 млн т зерна в год, собственные потребности были оценены в 0,5 млн т.

Параллельно менеджеры «Агроса» разработали план создания закупочных филиалов в девяти регионах России. При этом в компании решили торговать не только чужим, но и собственным зерном. Как говорил тогда Дмитрий Ушаков, «Агрос» должен «стать крупным землепользователем» – за счет аренды и выкупа земельных паев у крестьян. До конца года холдингу удалось получить около 100 000 га пахотных земель. Это очень неплохой результат, если сравнивать с достижениями конкурентов. Например, компания «Стойленская нива», созданная при участии Стойленского ГОКа и холдинга «Металлоинвест», приобрела за два года около 250 000 га земли.

«Чтобы обработать 10 000 га, нужно примерно $1 млн инвестиций, но эти деньги могут окупиться с первого же урожая», – рассказывал в свое время корреспонденту «Ко» управляющий директор «Росхлебопродукта» Борис Мызин. Удалось ли «Агросу» доказать это утверждение на практике, понять сложно. Успехи холдинга в земледелии неизвестны: в компании лишь упоминают, что урожайность зерновых в ее хозяйствах выросла на 30%.

В целом же за прошлый год элеваторы «Агроса» приняли 1,2 млн т пшеницы и ячменя – на 47% больше, чем в 2001 году (сказались инвестиции в оборотный капитал и филиальную сеть «Росхлебопродукта»). На март 2003 года объем зернового экспорта компании составил 850 000 т – меньше, чем планировалось (виной тому - общие для всей отрасли проблемы с железнодорожными перевозками и перегруженность морских портов). Много это или мало? Немногим более 6% всех продаж российского зерна за границу начиная с июля 2002 года. Почти лидерские позиции. К примеру, ростовский холдинг «Юг Руси», созданный в 1993 году и входящий в пятерку ведущих экспортеров, в прошлом году отгрузил зарубежным покупателям 1,2 млн т зерна.

 

На два фронта

Мясным направлением «Агрос» занялся только летом 2002 года. В июле холдинг начал скупать акции московского Бусиновского комбината и к концу года нарастил свой пакет до 49,5%. «Агрос» легко и спокойно установил контроль над заводом, который к тому моменту находился на грани банкротства. Но как только компания попыталась присоединить работающие предприятия, она напоролась на сопротивление. Складывается впечатление, что стоило только холдингу «Интерроса» заявить о своем интересе к агробизнесу, как участники рынка смекнули: идут большие деньги, за которые стоит бороться до конца, ввязываясь в драку и набивая цену на интересующие «Агрос» активы.

К декабрю 2002 года «Агрос» с помощью МДМ-банка консолидировал 57% акций ОАО «Смолмясо» – крупного комбината, владеющего несколькими свинофермами. Одновременно 40% акций «Смолмяса» скупил давний поставщик кормов смоленского предприятия – компания «Русагрокапитал». По словам ее президента Якова Шляпочника, акции были куплены по просьбе гендиректора «Смолмяса» Вадима Скорбящева, дабы уберечь комбинат от враждебного поглощения. Какими были истинные мотивы «Русагрокапитала», можно только гадать, тем более что Скорбящев в конечном счете продал свой пакет «Агросу». А дальше началась типичная акционерная война.

«Русагрокапитал» попытался (и не без успеха) оспорить в суде законность покупки «Агросом» части акций «Смолмяса». Начиная с декабря враждующие стороны провели по несколько внеочередных собраний акционеров, на которых избирали своих людей в руководство комбината. Обе компании обвиняли друг друга в развале производства. «Когда в конце февраля наши менеджеры оказались на предприятии, то обнаружили, что на фермах нет запаса кормов, а продажи снизились вчетверо по сравнению с августом 2002 года», ­– жаловался гендиректор «Русагрокапитала» Алексей Кобцев. «Состояние дел на комбинате близко к кризисному, ухудшился сбыт продукции, а на коллектив оказывается психологическое давление» – сообщалось в пресс-релизе «Агроса», после того как работники «Смолмяса» не пропустили на предприятие назначенного им директора.

Стычки чередовались с переговорами. Соперники увещевали друг друга уступить пакет акций. «Агрос» упорно боролся за «Смолмясо», потому что стремился наконец-то осуществить свой проект «вертикально интегрированного производства»: в Смоленской области холдинг владеет хлебозаводом, который помимо прочего выпускает комбикорма. К тому же на тот момент «Агрос» вообще остался без мясного хозяйства. В ноябре 2002 года холдинг продал свинокомплекс «Ильиногорское» компании «Планета Менеджмент», созданной бывшими менеджерами «Сибнефти». «Мы приняли это решение после тщательных расчетов, – комментировал сделку Дмитрий Ушаков. – В нижегородском регионе у «Агроса» нет земли и комбикормового завода, то есть тех ресурсов, без которых нельзя выстроить эффективную технологическую цепочку».

В конце марта «Агрос» согласился продать свои акции за предложенные противником $5 млн, но до сих пор не получил ответа. Сейчас «Смолмясом» управляет гендиректор, назначенный «Русагрокапиталом». «Агрос» же готовит новое внеочередное собрание.

Скандал с покупкой Таганского мясоперерабатывающего завода («ТАМП») вышел не столь ярким.

В феврале этого года «Агрос» объявил о приобретении (при участии все того же МДМ-банка) 58% акций «ТАМПа». Некогда этот пакет принадлежал ООО «ТАПМ-холдинг», среди владельцев которого было несколько менеджеров завода, в том числе его гендиректор Владимир Козлов. Затем, после ряда судебных исков, единоличным собственником этой фирмы стал один из ее учредителей – некто Николай Колосов. Каким образом акции завода перешли к МДМ-банку, непонятно. Банкиры говорят, что приобрели пакет у «иностранных инвесторов», в «Агросе» свою покупку называют «юридически чистой».

Как бы то ни было, 20 марта «Агрос» совместно с правительством Москвы, владеющим 25% акций «ТАМПа», провел внеочередное собрание акционеров предприятия, на котором Козлова отправили в отставку. Тот с увольнением не согласился и занял оборону. Новому гендиректору «ТАМПа» удалось попасть на завод только после двухдневного штурма завода с помощью судебных приставов и группы милиционеров. Но конфликт на этом не был исчерпан. Владимир Козлов смог скупить у своих работников почти 13% акций «ТАМПа». Так что теперь спокойной жизни «захватчику» он не даст: имеющийся на его руках пакет позволяет по меньшей мере требовать созыва внеочередного собрания акционеров. На всякий случай Козлов написал обращение в Генеральную прокуратуру России. Правда, пока, как говорит директор департамента «Агроса» по связям с общественностью Павел Олиянчук, «нет никаких судебных решений, которые оспаривали бы наши права владельца контрольного пакета «ТАМПа».

 

Стратегия присоединения

В «Агросе», учредителю которого – «Интерросу» – не привыкать к борьбе за собственность, не считают приобретение спорных активов ошибкой. Представители компании вообще не признают их спорными. Но, несмотря на занятую холдингом стойкую позицию, остается открытым вопрос: почему «Агрос» решился скупать акции предприятий, на которых, несомненно, ожидал встретить противодействие? Ведь есть же примеры практически бесконфликтного создания пищевых холдингов. Например, в 1998 – 2000 годах «Черкизовский» без всяких скандалов приобрел пять региональных мясоперерабатывающих заводов. Правда, это были убыточные предприятия, на модернизацию каждого из которых потребовалось в среднем три года.

«У менеджеров «Агроса» есть цель, подкрепленная большим инвестиционным бюджетом: за короткий срок сделать компанию одним из лидеров мясного рынка, – рассуждает директор одного из крупнейших российских мясокомбинатов, пожелавший остаться анонимным. – В стране осталось не более десятка предприятий, которые легко купить, поскольку те «загибаются», и при этом еще можно поднять. Но это долгая и трудоемкая работа. Поэтому «Агрос» остановился на другом варианте – купить более-менее успешно работающие заводы. «Агрос» выбрал такие, где можно применить схему недружественного поглощения». Для справки: «ТАМП» в 2001 году при обороте в $39,4 млн получил $3,2 млн прибыли, соответствующие показатели «Смолмяса» – $12,4 млн и $0,7 млн.

Оборот же самого «Агроса» в прошлом году составил около $120 млн. По оценке «Ко», не менее 50% выручки холдинг заработал на экспорте зерна. «Росхлебопродукт» по сути является единственным достойным приобретением «Агроса». Более того, складывается впечатление, что бизнес-стратегия «Агроса» разрабатывалась исключительно под покупку «Росхлебопродукта»: если вместе с элеваторами покупаешь комбикормовые заводы, то почему не продолжить эту цепочку и не заняться животноводством, а затем и переработкой мяса? Недаром на презентации сделки Дмитрий Ушаков упомянул, что «Росхлебопродукт» станет управляющей компанией для всех активов холдинга, а сам «Агрос» возьмет на себя задачу концентрации финансовых ресурсов. Кстати, бывший президент и совладелец «Росхлебопродукта» Леонид Чешинский (в компании он остался председателем совета директоров) абсолютно не скрывал своей давней дружбы с акционерами «Интерроса». «Мы были в числе учредителей «Интерроса», когда этот холдинг только формировался, а с 1995 года кредитовались в ОНЭКСИМ-банке», – рассказывал он корреспонденту «Ко».

Не исключено, что, принимая решение о сельскохозяйственных инвестициях, «Интеррос» помимо прочего выполнял «социальный заказ», подобно тому как сейчас холдинг Потанина восстанавливает горнолыжный курорт под Сочи. Все-таки «Росхлебопродукт» – это бывшая государственная корпорация, образованная в 1992 году на базе комитета по хлебопродуктам Министерства торговли РФ и полностью ставшая частной только к 1997 году. А до этого момента корпорация была главным подрядчиком по закупке зерна для госрезерва. И другой примечательный факт: в августе прошлого года вице-президентом «Росхлебопродукта» был назначен Владимир Алгинин, с 1996 года работавший в Минсельхозе на должности заместителя министра. В «Агросе» он взялся курировать проекты по производству зерна и по животноводству.

«Агрос» добился серьезных успехов на зерновом рынке, то есть в том направлении, которое более всего похоже на сырьевой, экспортоориентированный бизнес основателей холдинга – группы «Интеррос». Возможно, в этом году «Агрос» войдет в число крупнейших производителей мяса птицы, если сумеет, как было заявлено, нарастить производство на «Ставропольском бройлере» до 40 000 т. Про свинину мы промолчим. Фермы «Смолмяса» – это рядовое хозяйство, втрое уступающее по масштабам «Ильиногорскому», проданному «Агросом».

Получается, что за полтора года «Агрос» не сильно приблизился к поставленной цели. Возможно, компания сделает рывок в ближайшие год-полтора? По крайней мере, как стало известно «Ко», первичное размещение акций в «Агросе» запланировали провести не раньше 2006 года.