Одной иллюзией меньше
ВО ВТОРНИК, 13 февраля, правительство будет рассматривать поправки к бюджету-2001, принятие которого два месяца назад считалось большой политической победой кабинета министров. Теперь она стала абсолютно бессмысленной, так как правительствам Германии, Франции и США при поддержке МВФ, похоже, удалось убедить руководителей правительства Михаила Касьянова* и Алексея Кудрина, что в этом году платить по долгам придется в полном объеме.
Теперь расставание с прекрасной иллюзией, что если очень хочется, можно не платить, даже если денег вполне достаточно, будет зафиксировано в Законе о бюджете. Перед этим Минфину придется выдержать ожесточенную дискуссию с внутриправительственными и думскими лоббистами, которым неудавшийся бюджетно-долговой маневр Касьянова выливается в конкретные суммы «недофинансирования» своих расходных статей.
Одновременно правительство продолжает бессмысленные и не очень сейчас нужные переговоры с МВФ. Оно надеется получить «отступного» за не произошедшую по мановению палочки реструктуризацию долга - добиться от МВФ (и впоследствии от кредиторов) весьма заблаговременного согласия на рассрочку и списание долга в 2003 году. Противная сторона, естественно, считает такие разговоры неуместными и готова согласиться максимум на фиксацию условий (серьезное ухудшение платежного баланса), при которых не будет возражать против переговоров о реструктуризации.
У Касьянова, наверное, не очень хорошие пиарщики. Потому что над происходящим вокруг бюджета и внешнего долга не смеются, наверное, только куры. Осенью 2000 года правительство пугает всех страшной «проблемой 2003» и демонстрирует полную уверенность, что долг спишут. Соответственно, Дума принимает бюджет, имеющий косвенное отношение к реальной макроэкономической ситуации. В нем не учитывается весомая часть необходимых расходов и реальных доходов. При этом жаждущие средств лоббисты заставляют правительство гарантировать им долю в «серых» (дополнительных) доходах, а предусмотрительное и мудрое Минобороны, не веря в честность бюджета, даже добивается увеличения плановых расходов более чем в полтора раза.
Параллельно правительство благополучно «проедает» колоссальные дополнительные доходы, полученные от мировой ренты. В прошлом году Россия наслаждалась уникальным сочетанием очень высоких экспортных цен на сырье, металлы и лес и относительно низких (из-за падения евро) цен на импорт. Не заработанный, но полученный в результате рентный доход составил, по некоторым оценкам, до 14% ВВП. В отличие от арабских нефтяных королевств, тоже попадающих в такие замечательные ситуации раз в 15 - 30 лет, мы не сумели пустить полученные средства на реформы и модернизацию. И накануне 180-градусного разворота фортуны, которая теперь собирается показать нам свою заднюю часть, мы остались ровно в той же яме, где и были. Только успели нарастить (по сравнению с 1999 годом) долю госрасходов к «заработанной» части ВВП.
Уговорить теперь отраслевые ведомства и столь же ангажированных депутатов вернуться к политике сокращения госрасходов будет довольно трудно. Пока Минфин предлагает пустить на внешние выплаты 74,8% дополнительных доходов этого года (80 млрд руб. из ожидаемых 107 млрд). Остальные 27 млрд, как обещано депутатам, пойдут на сентябрьскую индексацию зарплат. Но большую часть средств на выплату долга упорствующий Минфин собирается найти в других источниках. Из почти опустевшей прошлогодней кассы - 33 млрд. Вдвое меньше - от дополнительной приватизации (угольные предприятия, авиакомпании, элеваторы и хладокомбинаты). До «Славнефти» (привет Роману Абрамовичу) дело пока не дошло. Вероятно, этой компанией правительство пожертвует, только если станет совсем плохо.
Дальше начинаются менее привлекательные методы. Как водится, внешний долг будет рефинансироваться внутренним: эти заимствования планируется увеличить на 30 млрд руб. В результате внутренний долг вырастет примерно на 40 млрд руб. Плохо потратив собственные (законные бюджетные) деньги, правительство теперь активно изымает средства из замедляющей рост экономики, чтобы профинансировать расходы, в необходимости которых могли сомневаться только очень недальновидные менеджеры. И нынешний этап прозрения, как замечает директор Института финансовых исследований Андрей Вавилов, для правительства явно не последний.
В бюджете заложено много других иллюзий. А реформирование бюджетного процесса и его планирования в очередной раз отложено, потому что ключевые ведомства не сумели согласовать предложения по реформе. Должны были сделать это еще в декабре, но потратили, наверное, слишком много времени и сил на бесплодные переговоры с Парижским клубом. Теперь задание перенесено на май, и велика вероятность, что еще один бюджет у нас будет того же качества, что и предыдущий. Но масса ошибок набирает критический вес: за плохо спланированный бюджет экономика расплачивается потерянными процентными пунктами роста.
По дурости своей государство берет у частного бизнеса больше, чем надо, и тратит так, что лучше бы не тратило. Результатов такой политики может быть два. Либо бизнес окажет государству посильную помощь, обучив чиновников основам бюджетирования. Либо государство успеет вогнать экономику в очередную стагнацию. Тогда никто активно возмущаться неэффективностью госполитики не будет, ведь депрессивная экономика способствует всеобщей апатии и потере интереса жизни вообще и управлению государством в частности. Но у России, по большинству оценок, время до вползания в депрессию еще есть. Хотя и совсем немного.
** признан в России иноагентом