Top.Mail.Ru
архив

Офисный вопрос

У главы «Группы МДМ» Андрея Мельниченко появился неожиданный помощник в деле избавления от нерентабельного банковского хозяйства. На минувшей неделе ЦБ утвердил в должности председателя правления Конверсбанка Владимира Щедрова, выдвинутого оппозиционными МДМ акционерами атомного банка и якобы поддерживаемого Минатомом. А чуть ранее на Неглинной решили признать незаконной последнюю «конверсовскую» эмиссию, не менее 44% которой выкупил МДМ, фактически аккумулировав контрольный пакет.

Правда, с принятием столь судьбоносного решения ЦБ тянул почти полгода – эмиссия проводилась в августе. Причем подчиненные Виктора Геращенко дважды экзаменовали «Конверс» (после того как первая проверка никаких нарушений не выявила, назначили вторую), что позволило недоброжелателям судить об излишней пристрастности со стороны Банка России. В кругах, близких к МДМ, упоминают чересчур конструктивные взаимоотношения зампреда ЦБ Владимира Горюнова с «Альфа-групп», чье участие в конфликте вокруг Конверсбанка давно уже стало секретом Полишинеля.

Как бы то ни было, первый заместитель начальника московского главка ЦБ Владимир Колбаев по результатам последней проверки рекомендовал наблюдательному совету Конверсбанка сменить топ-менеджмент. И, словно выполняя предписание регулирующего органа, «Группа МДМ» 28 января провела собрание акционеров, на котором новым председателем правления «Конверса» был избран Сергей Медведев.

Однако едва ли ЦБ мог устроить подобное развитие событий. Мало того, что собрание акционеров проходило в Ковдоре, с недавних пор ставшим вотчиной МДМ. (Акционеры московского банка вообще испытывают странную любовь к небольшим провинциальным городам: избиратели Щедрова собирались в Лесном.) Возглавивший «Конверс» Медведев – явная креатура Мельниченко, к тому же обладающий неплохими связями среди московских «питерцев».

Иными словами, январское собрание ни на йоту не приблизило оппонентов Мельниченко к возвращению контроля над «Конверсом». Хотя с точки зрения профессиональных качеств Сергей Медведев, обладающий семилетним опытом банковской деятельности, предпочтительней Владимира Щедрова, последние два года работавшего в «Росхлебопродукте». Правда, Елена Меженинова, которую ЦБ рекомендовал на должность главного бухгалтера банка, ранее трудилась в «Конверсе». Но как раз в то время, на которое приходятся «учетные» нарушения, обнаруженные сотрудниками Банка России.

При таких стартовых условиях «назначенцам» ЦБ будет вдвойне сложнее сохранить дееспособность банка на фоне вытеснения «Группы МДМ», которая привела туда клиентов, пусть и в качестве заемщиков. (Напомним, что Мельниченко инкриминируется, в частности, $9,2 млн кредита, выданных «Конверсом» Ковдорскому ГОКу и направленных на погашение задолженности перед МДМ-банком.) К тому же вовсе не очевидно, что наиболее финансово состоятельные предприятия Минатома, – а это прежде всего «Техснабэкспорт», «ТВЭЛ», «Атомстройэкспорт» – сохранят верность Конверсбанку. Слишком уж велик интерес президентского окружения к атомной отрасли (о чем свидетельствует «питерский» десант в «ТВЭЛ» и «Техснабэкспорт»), чтобы близкие к «попутчикам» банки, скажем, Промышленно-строительный, не предъявили своих прав на обслуживание упомянутых компаний. Да и «Альфа-групп» едва ли пакостила МДМ исключительно из любви к искусству.

Наверно, предвидя все эти возможные трудности, «утвержденные» ЦБ руководители Конверсбанка пытаются подготовить финансовую базу для дальнейшего развития. По крайней мере вице-президент «ТВЭЛа» Владимир Зубаков – председатель наблюдательного совета «Конверса» по версии ЦБ – считает, что Щедров должен вернуть банку здание и «другие активы» на сумму не менее $70 млн.

Правда, деловой центр Конверсбанка на Котельнической набережной, которым фактически завладела «Группа МДМ» (у Мельниченко явно наблюдается тяга к набережным – офис МДМ-банка располагается на Садовнической), оценивается максимум в $30 млн. Каким образом «Конверс» лишился еще $40 млн, Зубаков пояснить отказался.

Впрочем, на момент подписания номера «Группа МДМ» продолжала сидеть в офисе на Котельнической. А Щедров публично пообещал, что никаких силовых захватов не будет.

Поэтому не исключено, что искомые $70 млн в результате обернутся кредитами, выданными МДМ предприятиям Минатома. Зубаков с Щедровым забудут о своих претензиях на руководство Конверсбанком. А в распоряжении Мельниченко окажется финансовый институт, о былой причастности которого к атомной отрасли будет напоминать разве что «брэнд». 

Еще по теме