Охота на криптоведьм

13.06.202308:33

Массовые банкротства запустили для крипторынка необратимые процессы. Власти приступили к жесткому регулированию раньше жившей собственной жизнью малопонятной индустрии. Очередь дошла до крупнейшей криптобиржи Binance, а вместе с ней — всех централизованных площадок. Кто-то видит первопричиной рухнувшую FTХ, кто-то говорит о борьбе за зоны влияния двух смежных по смыслу американских ведомств. Резкая смена правил игры еще больше раскачивает и без того шаткий фундамент криптоиндустрии, загоняя игроков на децентрализованные площадки. 

Глобальные проблемы для крипторынка начались еще в 2022 году, когда медвежий тренд придавил лапой весь рынок цифровых валют. Разочаровавшиеся инвесторы выводили деньги из некогда суперпопулярных активов, аналитики паниковали из-за непредсказуемости ключевой ставки США, а первая и крупнейшая по капитализации криптовалюта, биткоин, подешевела почти вдвое.

За этим последовала серия крупных катаклизмов: крах стейблкоина TerraUSD (UST), хедж-фонда Three Arrows Capital (3AC) и криптобиржи FTX. Последняя входила в топ-5 популярнейших площадок мира и была одной из самых влиятельных на американском рынке. Банкротство FTX стало одним из крупнейших потрясений для индустрии. Ее основатель Сэм Бэнкман-Фрид предпочитал не усложнять собственную жизнь базовым бухгалтерским учетом и финансовым контролем, отдав биржу под управление большой группе «экспертов», которым «были свойственны высокомерие, некомпетентность и жадность», как потом говорил гендиректор FTX Джон Рэй.

К началу 2023-го выжили немногие — Binance оказалась одной из немногих выдержавших кризис площадок. И получила половину доли рынка среди централизованных бирж. Аналитики из Arcane Research подсчитали, что в прошлом году через Binance прошло 92% спотовых сделок с биткоином, 66,7% — со всеми альткойнами и 61% — с деривативами на криптовалюту. «Рынок криптовалюты — это и есть Binance», — угрюмо заключали аналитики.

Вне закона

История крупнейшей криптобиржи началась 14 июля 2017 года в Китае. Ровно через два месяца в этой стране запретили криптобиржи, и создатель Binance Чанпэн Чжао переехал в Японию. Там непонятному стартапу не доверяли даже офисные арендодатели, а биржа так и не получила лицензии для работы с местными жителями. Дальше его след теряется. По одной из версий он уехал на Мальту, но Binance при этом так и вошел в юрисдикцию мальтийского финрегулятора. Другими словами, детище Чжао стало международным во всех смыслах. Сам он утверждал, что три тысячи его сотрудников разбросаны по всему миру и работают из дома. А штаб-квартира биржи там, где сам Чжао находится на текущий момент.

США, в отличие от Мальты, дали понять, что нерегулируемым биржам в стране места нет. И в 2019 году Binance создала отдельную американскую биржу — Binance. US, которая получила лицензию на использование технологии и бренда Binance и выглядела максимально независимой от материнской компании. Но это только на бумаге. Пуповина была видна и инвесторам, и СМИ, но формальности были соблюдены, и долгое время интереса у американских властей Binance.US не вызывала.

Аналогичным образом Binance поступила и с другими юрисдикциями — в мире насчитывается более 15 открытых ею бирж. Инвесторы доверились, регуляторы расслабились, а журналисты из Reuters приступили к работе над серией разгромных текстов, темный шлейф от которых привяжется к Binance, кажется, навсегда.

Первая публикация появилась в январе прошлого года. Репортеры со ссылкой на источники рассказали, что Binance «как минимум четыре раза» отказалась предоставить подробные отчеты о своей работе, когда эти данные запрашивали регуляторы. Если точнее, то речь идет о корпоративной структуре и финансах Binance. Журналисты агентства также выяснили, что сотрудники Binance были недовольны слабыми проверками клиентов (KYC), но вместе с топ-менеджерами «боялись» Чжао и следовали всем его требованиям. Так, например, собственный скоринг риска биржи присвоил России и Украине «экстремальный» уровень, однако Чжао вручную снизил уровень риска до «высокого», чтобы продолжать работать в этих странах, утверждало агентство.

Reuters писало, что Binance в открытую водит за нос европейских регуляторов — в Италии говорит, что регулируется швейцарским законодательством, о чем в Швейцарии ни слуху ни духу, а в Германии и вовсе отказался взаимодействовать с местным регулятором.

Чжао, в свою очередь, обвинил Reuters в намеренном распространении дезинформации. Однако агентство не останавливалось.

После каждой скандальной публикации Binance обвиняла агентство в намеренной дезинформации и напоминала, что «большинство всех отмытых денег проходит через традиционную банковскую систему, а не криптоактивы».

И параллельно укрепляла админресурс, набирая в свой штат влиятельных сотрудников. Один из них Джей Кан — бывший агент ФБР, ставший в октябре 2020-го руководителем отдела расследований биржи. Reuters назвало его человеком, которого «больше всего боятся на Уолл-стрит». Он присоединился к уже сформированной команде из экс-специалиста Европола по даркнету и бывшего сотрудника американской Службы внутренних доходов. Но это не слишком помогло.

Тихая паника

До массовых прошлогодних банкротств американский крипторынок делили между собой две биржи: FTX и CoinBase. При этом детище Чжао по объему транзакций в разы превышало их показатели, но занимало в стране лишь третье место, отмечает криптоэксперт Евгений Каминский. В сообществе многие до сих пор винят в крахе FTX именно Binance, которая якобы целенаправленно избавлялась от конкурента. Например, Binance могла получить доступ ко внутренним документам FTX через «своих» людей, а после слить данные журналистам, поясняла Ани Асланян, член экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и основатель telegram-канала «Все о блокчейн, мозге и Web 3.0 в России и мире».

Каминский не исключает, что причиной внимания к Binance стала не столько месть за FTX, сколько «ответка» за почившего лидера криптоиндустрии в стране. А когда монополистом на американском рынке становится компания с китайскими корнями, то спокойной жизни ждать не приходится.

Расследование об отмывании доходов через Binance проходило тихо и, как казалось, вяло. Однако в декабре Reuters сообщило, что Минюст США собирается предъявить обвинения бирже в легализации преступных средств. И хотя дальнейших действий со стороны ведомства не было, это стало последней каплей — терпение инвесторов не выдержало. За сутки после появления этой статьи клиенты забрали с биржи $1,9 млрд, а некоторые источники оценили отток в $3 млрд — это стало для Binance одним из крупнейших оттоков средств.

Ситуацию подогрели инвесторы-паникеры с призывами выводить деньги с Binance и вообще со всех централизованных криптобирж. Поползли слухи, что ситуация может стать началом краха империи Чжао и всей индустрии, ведь последние два месяца прошлого года из Binance ушли семь топ-менеджеров. Официально слухи никто не подтверждал, но инвесторов было не остановить — теперь они боялись за свои деньги, доверенные когда-то самой крупной в мире площадке.

И причины для паники были. Власти отслеживали каждый шаг Binance, которая во время банкротств 2022-го пыталась найти на поле битвы хоть каких-то полуживых игроков. Одним из них стал криптокредитор Voyager Digital, за активы которого Binance.US в декабре 2022-го предложила саму высокую цену — $1,02 млрд. Тогда-то в бой вступили Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США и Департамент финансовых услуг Нью-Йорка (NYDFS) — они пошли против сделки. SEC заявила, что столь крупная покупка нарушает закон о ценных бумагах, потому что она предусматривает выплату долга бывшим клиентам Voyager, в том числе в собственном токене криптокредитора VGX. В итоге под давлением регуляторов Binance отозвала заявку на покупку Voyager Digital.

Маховик раскручивается

Массовые банкротства, взятки, кумовство, хакеры, отмыв денег, наркомагазины, мошенники, криптовалютные пирамиды под маской цифровых стартап-проектов — в конце прошлого года все это вылезло наружу как из разоренного муравейника. SEC как основной надзорный орган был завален тоннами жалоб обокраденных криптоинвесторов, обвинениями в покровительстве мошенникам и в провале регулирования отрасли. Терпение властей лопнуло, и на криптовалютное поле брани вышел Гэри Генслер — председатель SEC.

Генслер преподавал в Массачусетском технологическом институте до прихода в SEC в 2021-м. Занятно, что за три года до этого Binance пыталась его нанять в качестве советника, причем дважды

В октябре Генслер поддержал расширение полномочий Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC) и назвал криптовалютный рынок централизованным. Он утверждал, что большинство криптобирж нарушает закон о ценных бумагах, торгуя незарегистрированными монетами, ненавязчиво намекая на неизбежное расширение полномочий своего ведомства.

Маховик регулирования криптовалют стал быстро раскручиваться, и к началу 2023 года достиг сверхзвуковой скорости. В феврале NYDFS, давший Binance добро на стабильную монету Binance USD (BUSD), привязанную к доллару еще в 2020-м, внезапно осознал, что ее эмитент Paxos не обеспечил безопасность этого стейблкоина. И это при том, что BUSD на тот момент занимала третью строчку по капитализации (более $20 млрд) среди стабильных монет. NYDFS запретила эмитенту выпускать BUSD, а SEC вдобавок пригрозила судом. Paxos сдался и покорно прекратил работу с Binance. По его примеру поступили и другие игроки рынка.

Аппетит SEC все разрастался. Под горячую руку в феврале попала криптобиржа Kraken, у которой регулятор нашел незарегистрированную в США программу стейкинга. Биржа заплатила $30 млн штрафа, а Генслер попросил криптоиндустрию «принять к сведению» историю с Kraken.

Через месяц, в марте, под раздачу попала криптобиржа Coinbase, против процедуры листинга и продуктов которой, включая Coinbase Wallet и стейкингового Coinbase Earn, проводится расследование. Площадка объясняла, что готова к суду, ведь «Coinbase Wallet — технология, а не биржа, брокер или централизованная платформа». Еще через месяц иск от SEC получила криптобиржа Bittrex, которая «неоднократно предпочитала прибыль защите инвесторов» и не планировала регистрировать свою платформу. Компания уже собиралась уйти из США, но SEC оказалась быстрее. Регулятор снова послал сигнал рынку, но в этот раз через Bittrex — соблюдайте законы о ценных бумагах и отвечайте за нарушения.

Крушение надежд

Но о Binance власти США не забыли. Теперь СМИ заговорили о связи Binance.US с ее материнской компанией. Телеканал CNBC со ссылкой на подконтрольные бирже китайскоязычные чаты 24 марта сообщил, что некоторые сотрудники и волонтеры Binance консультируют пользователей из Китая и других стран по уклонению от проверок пользователей: раздают советы о подделке банковских документов и адресов, по сокрытию страны происхождения для обхода контроля и получения дебетовой карты платформы.

Реакцией Binance было демонстративное изумление и внутреннее расследование. Но это не помогло — уже 27 марта CFTC подала гражданский иск против Binance и Чанпэна Чжао. Согласно 74-страничному иску, платформа:

В CFTC подсчитали, что в 2019–2020 годах 18–20% прибыли глобальной Binance приходилось за счет незаконных сделок американцев. Действия платформы Комиссия назвала «умышленным уклонением от законодательства США», а ее заявления о соблюдении правил — «фикцией».

«В течение многих лет Binance знала, что нарушает правила CFTC, активно работая как над сохранением денежного потока, так и над тем, чтобы избежать соблюдения требований», — утверждал глава Комиссии Ростин Бенам. Противозаконные решения исходили от Чжао, и существуют «четкие документы» о его намерении обойти правила, поэтому власти США должны были «вмешаться агрессивно и как можно быстрее», заверял Бенам.

Для Чжао иск CFTC стал «неожиданным и разочаровывающим». По его словам, Binance сотрудничала с регулятором больше двух лет, создала «лучший в своем классе» механизм для обеспечения требованиям, получила лицензии в разных странах и вообще торгует не ради денег и манипуляций рынком.

Но все это уже было никому не интересно. Капитализация BUSD обрушилась с $20 млрд до $10 млрд, а доля биржи на спотовом рынке — с 70% до 54%. В течение суток после выдвижения обвинений инвесторы вывели с биржи около $100 млн.

Двойные стандарты

Пока регуляторы и Binance снаряжают аргументами адвокатов для большого суда, империю Чжао топят журналисты. В конце марта Financial Times (FT) обнаружила связь Binance с Китаем, которую биржа якобы упорно скрывала. Газета утверждала, что Чжао вместе с топ-менеджерами по меньшей мере до конца 2019 года требовали от сотрудников скрывать присутствие биржи в Китае и пользовались шанхайским банком для выплаты зарплат. «Уважаемые коллеги, пожалуйста, не носите одежду или аксессуары с логотипами Binance в нашем офисе или вокруг него. Это строго запрещено», — процитировала FT одно из сообщений в рабочем чате того периода.

Происхождение Чжао сыграло с ним злую шутку на фоне очередного обострения в отношениях США и Китая. И проблемы у Binance — не частная претензия, а геополитика, считает Ани Асланян. Она утверждает, что американские власти пытаются избавиться от китайских игроков на рынке страны. А все для того, чтобы центром индустрии стало государство со своей цифровой валютой, соглашается с ней Евгений Каминский.

Эксперты единодушны во мнении, что получить полный контроль над крипторынком властям США и вообще кому-либо пока нереально. Прежде всего, из-за того, что регуляторы не могут согласовать определения между собой, замечает основатель Bits.media Иван Тихонов. Вот два примера очевидной несогласованности:

«Возможно, в этой истории обе комиссии отрабатывают запрос крупных игроков, чтобы получить прецедент в судебном решении, на который в дальнейшем будут ссылаться», — предполагает Иван Тихонов.

Однако столь сложные комбинации регуляторам даются нелегко: если в период банкротств на рынке на них со всех сторон сваливались обвинения в бездействии, то сейчас их критикуют за жесткость и двойные стандарты.

Например, Генслер в апреле приравнял нативный токен блокчейна Algorand к ценной бумаге, хотя сообщество отыскало видео со времен преподавательства главы SEC, где тот заявил, что основатель Algorand Сильвио Микали «создал отличную технологию с невероятной производительностью». Инвесторы критикуют SEC за устаревшие методы регулирования, а Конгресс — за попытки вытеснить криптоиндустрию из США «в лапы Коммунистической партии Китая».

Если регуляторы все же смогут довести Binance до закрытия (что маловероятно), то это будет сильным ударом по всей индустрии, хотя и не смертельным, считает Иван Тихонов. В качестве примера он привел крах в 2014 году криптобиржи Mt.Gox, которая на тот момент была монополистом на рынке.

А тем временем на сцену выходит Минюст США. По данным источников Bloomberg, ведомство начало расследование в отношении материнской Binance по факту возможных нарушений санкций против России. То есть позволяли ли сотрудники или компании в структуре биржи россиянам обходить санкции США и переводить деньги через свою торговую платформу. При этом пока ни бирже, ни ее топ-менеджменту обвинения в каких-либо нарушениях не предъявили.

Сейчас против Binance разыгрывается беспроигрышная российская карта. Биржа геополитически недальновидно поддержала операции с картами российских банков, включая пластик платежных систем Visa и Mastercard. А отмена ограничений в €10 тысяч по сумме депозита для аккаунтов граждан России вызвала вопросы даже у пользователей, вспомнивших клятвы Binance о беспрекословном исполнении санкционных предписаний.

Назад в будущее

Помимо Binance регуляторы нацелены и на других игроков в индустрии: под расследования SEC уже попали глава Terraform Labs До Квон, основатель Tron Foundation Джастин Сан, криптобиржа Bittrex, основатель MicroStrategy Майкл Сэйлор и другие. Много вопросов к популярным игрокам и централизованным биржам возникало и у инвесторов: заморозка аккаунтов пользователей, сотрудничество с силовиками и сказки о невероятной ликвидности.

Последние два года стали для крипторынка прыжком в пропасть. От карамельных NFT-картинок и шерстяных цифровых зверьков в Axie Infinity в 2020-м индустрия долетела до краха крупнейших игроков, разорения кошельков инвесторов, ареста, обмана и научилась никому не доверять, даже себе. А ведь именно эту заповедь прописал создатель биткоина Сатоси Накамото в своем манифесте в 2008 году. Но рынку потребовалось почти 15 лет, чтобы убедиться в его правоте.

По иронии судьбы мошенничество, шантаж, отмывание денег и обход правил стали ассоциироваться именно с централизованными биржами, которые всегда твердили о честности и простоте использования своих платформ. На фоне жаркой битвы регуляторов и крупных бирж криптосообщество пришло к тезису «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» и само берет на себя ответственность за безопасность собственных денег. Криптоиндустрия возвращается к децентрализованным биржам — да-да, тем самым, с которых все когда-то начиналось. Назад в будущее.