Охота за номерами

Только после вмешательства премьера мобильные операторы пошли на снижение цен на звонки в роуминге. Другие услуги, доступные абонентам во всем цивилизованном мире, в России по-прежнему не работают.

 

Операторы «большой тройки» – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» – уступили давлению чиновников. О том, что тарифы на внутрироссийский и международный роуминг будут существенно снижены с 1 декабря, стало известно на прошлой неделе после встречи Владимира Путина с министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым и руководителем ФАС Игорем Артемьевым. «Добровольное снижение цен на роуминг будет в среднем по трем основным компаниям на голосовые услуги – в 1,5–2 раза, на услуги передачи SMS-сообщений – в 3 раза, а на услуги мобильного Интернета – в 2–4 раза», – заявил глава правительства.

Операторы долго сопротивлялись. Еще весной ФАС возбудила против них антимонопольное дело, а премьер Владимир Путин раскритиковал их за дорогой роуминг. В ведомстве Игоря Артемьева подсчитали, что тарифы этих операторов на роуминг в 2–2,5 раза выше их же тарифов на международную связь и в 3–6 раз выше европейских максимумов. В 2007 году промышленный комитет Европарламента постановил, что в сетях европейских операторов минута исходящей связи в роуминге не может стоить дороже 0,4 евро, а входящей – дороже 0,15. По оценкам iKS-Con­sulting, абоненту «большой тройки» минута разговора в Европе обходится в $1–3.

В компаниях оправдывались тем, что их тарифы зависят от тарифов зарубежных парт­неров, и в реальности рентабельность роуминга невелика. Но Игорь Щеголев считает по-другому. «Очень многие пользователи мобильной связи выражали недоумение, почему при очень хорошем уровне развития сети российские тарифы на роуминг существенно превосходят те, которые приняты в соседствующих странах», – заявил министр. По его словам, Минкомсвязи проанализировало опыт регулирования этого вопроса в ЕС, посмотрело на опыт других соседей и пришло к выводу, что тарифы действительно существенно выше, чем могли бы быть и чем было бы экономически оправданно. «Мы с нашими коллегами, которые руководят этими компаниями, такой диалог вели. И, конечно же, те аргументы, которые подобрала Федеральная антимонопольная служба, оказались очень кстати», – добавил министр. В ближайшее время контрагентам российских компаний в Западной Европе и Северной Америке будут направлены письма с предложением снизить международный роуминг не только в пределах СНГ, но и по всему миру. Впрочем, многие эксперты полагают, что снижение цен на роуминг будет компенсировано операторами поднятием стоимости звонков внутри страны.

 

Угроза для бизнеса

Почти каждый пользователь мобильной связи в России хотя бы раз мечтал сменить оператора из-за плохого качества услуг или высокой цены, но оставлял эту идею нереализованной – не хотел терять привычный номер телефона. Впрочем, сбежать от некачественного сервиса не получится: блогосфера полна жалоб на неудовлетворительный прием и потерю сигнала у всех трех федеральных операторов. Кроме того, последние не стесняются демонстрировать свою жадность, не опасаясь падения лояльности. Например, МТС подключает услуги на пробный период, после которого они становятся платными. Чтобы отказаться от ненужного сервиса, придется потратить немало времени, а иногда даже съездить в офис компании. Этим грешат и «Билайн», и «Мегафон».


«Люди используют штуки, называемые телефонами, потому что они ненавидят быть вместе, но очень боятся оставаться одни».

Чак Паланик, американский писатель и журналист


Сервис MNP (Mobilе Number Portability) для абонентов – это свобода выбора провайдера с сохранением одного из ценнейших элементов самоидентификации – телефонного номера. Мамука Мархулия, глава департамента по стратегическому планированию, взаимодействию с государственными органами и правовой поддержке «Теле2», отмечает, что MNP дает преимущества для регулирующих органов. В первую очередь, это эффективное распределение ограниченного номерного ресурса. Кроме того, внедрение MNP – в интересах Министерства связи еще и потому, что это должно встряхнуть рынок, усилить конкуренцию и заставить операторов обратиться к обделенным вниманием потребителям. В мировой практике MNP выгоден и для сервис-провайдеров за счет увеличения своей доли рынка, это шанс для игроков второго плана.

Для участников «большой тройки» смена оператора без замены номера означает угрозу для их бизнеса. Они отвыкли от сколь-нибудь серьезной конкуренции и разучились ориентироваться на абонентов. Об этом говорит хотя бы история с проектом «Просто», который «Мегафон» запустил весной 2009 года, а недавно объявил о его закрытии. Выглядело это так, как будто появился новый оператор: был выделен специальный код для номеров – 929, нигде не упоминалось название «Мегафон», не использовались фирменные цвета. Абонентам предоставлялись только базовые услуги – очень дешево. За время существования проекта компания подключила к тарифам «Просто для общения» 600 000 клиентов, но обнаружила, что конкурирует сама с собой. С начала 2010-го «Мегафон» прекратил рекламу этого псевдооператора, и сейчас дистрибьюторы распродают остатки SIM-карт.


Где сработал«переход»

 Услуга NP сегодня работает в 53 из 202 стран мира и еще на 10 различных территориях, в Европе – в 31 из 44 стран. Тестирование NP началось в Индии и в Китае. В государствах, в которых уже есть NP, работают над сокращением срока портирования номера. До мая 2011-го максимальное время переноса номера в странах ЕС должно быть сокращено до одного дня. Украина заявила о том, что MNP появится в стране в ближайшем будущем, на внедрение сервиса операторам отвели полгода.


Кто на новенького?

Угроза выхода на рынок новых игроков не эфемерна. Существуют практически все условия для создания MVNO (Mobile Virtual Network Operator) – виртуальных операторов мобильной связи, то есть таких, которые не строят собственных сетей, а берут инфраструктуру в аренду. По подсчетам J’son & Partners (J&P), на начало 2010 года по всему миру насчитывалось более 430 активных MVNO. По итогам 2009-го абонентская база «виртуалов» составляла почти 103 млн пользователей. По прогнозам, в 2010-м эта цифра превысит 111 млн человек, 3,2% от всей абонентской базы сотовых операторов.

Один из самых известных и успешных проектов виртуального оператора – фирма Ричарда Бренсона Virgin Mobile в Великобритании. Компания начала работать в 1999 году, и сейчас ее услугами в Британии пользуются более 4 млн абонентов – это около 4% местного рынка. Virgin Mobile является крупнейшим MVNO в королевстве, где работает 44 виртуальных оператора, на которых приходится 20% всего рынка сотовой связи страны.


Распределение долей между игроками рынка (Июль 2010 года)

  МТС – 32,2%

 «Мегафон» – 26,3%

 «Вымпелком» – 24,6%

 «Теле2» – 7,8%

 Другие – 10%

 Источник: A&CM


Планы по созданию MVNO российские компании озвучивали еще пять лет назад, но до конца 2008-го для этого не существовало законодательной базы. Только летом 2009-го Роскомнадзор начал выдавать лицензии на MVNO. За это время их получили около 40 компаний. Среди них и «Ростелеком», обнародовавший свои намерения по созданию MVNO на базе подконтрольного ему «Скайлинка» и получивший соответствующие лицензии. И нет сомнений, что в ближайшие годы в сегменте мобильной связи появится новый, четвертый федеральный оператор.

На рынке уже появились проекты по созданию pre-MVNO. Отличие от полноценного MVNO в том, что клиенты являются абонентами существующих операторов. По данным агентства J&P, в середине 2010 года в России работало около десяти таких операторов с общим количеством абонентов более 1,1 млн (0,5% от числа активных SIM-карт). Самые заметные из них (кроме мегафоновского) – совместные проекты «Ашана» и МТС, МТС и Х5 Retail (под маркой «Аллё»), «Евросети» на базе компании «СМАРТС», а также проект ЮТК и оператора «МТТ». По прогнозам J&P, количество пользователей MVNO в России достигнет к концу года 1,3 млн. МТТ также намеревается организовать своего MVNO. Год назад компания получила лицензию на 43 региона страны. «В России эта бизнес-модель только делает первые шаги, тогда как во всем мире действует уже более 400 виртуальных операторов. Однако наибольший потенциал для рынка открывается при массовом появлении MVNO», – полагает генеральный директор МТТ Виктор Бертяков.

Дело за малым – Минкомсвязи должно выделить номерную емкость. В конце сентября 2010 г. министерство объявило, что планирует предоставить виртуальным операторам коды 958 и 959. По мнению Михаила Алексеева, управляющего партнера агентства ACM-Consulting, если в России появится  хотя бы 2–3 качественных проекта MVNO, то уже через пару лет их совокупная абонентская база может составить 3–5 млн пользователей.

Подписать – не значит выполнить

В качестве главного сдерживающего фактора развития рынка MVNO в России эксперты называют неспособность профильных операторов быстро собрать критическую массу абонентов. Мешает этому жесткая привязка телефонного номера к определенному оператору. О необходимости введения MNP (то есть переносимость номера только в мобильных сетях) в РФ начали говорить пять лет назад. Тогда наша страна подписала международное соглашение о возможности переноса номера абонента, была создана рабочая группа при Министерстве информационных технологий РФ, но в июле 2006-го проект внедрения MNP заморозили до 2012 года – к этому времени все АТС должны стать цифровыми. В 2008 г. ведомство связи реорганизовали, а в июне 2009-го при поддержке Минсвязи создали новую рабочую группу. Год назад министерство выпустило решение о старте пилотного проекта MNP в Татарстане. Казалось, что переносимость номеров на уровне всей страны не за горами, но не тут-то было. В начале декабря прошлого года Инфокоммуникационный союз под давлением мобильных операторов решил заморозить работы по внедрению MNP.

Каждой компании «большой тройки» придется разориться примерно на $130 – 150 млн в течение 3–4 лет. «По нашим экспертным оценкам, для трех операторов сумма затрат на организацию услуги, которая заинтересует несколько процентов пользователей, составит порядка $400 млн, – говорит Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС. – Участвовать будут все операторы, соответственно, по отрасли будет сумма больше». Кроме того, потребуется создать общую базу переносимых номеров и пересмотреть процедуры взаиморасчетов между операторами. На фоне мирового кризиса и необходимости развертывания сетей 4G компании заявили, что расходы слишком велики.

Представители МТС ссылаются на проведенный «РОМИР» опрос, показавший, что всего около 1% абонентов недовольны своим оператором и лишь 2% абонентов планируют перей­ти к другому оператору. Для части этих абонентов смена номера не является критичным сдерживающим показателем. «С учетом этого нам кажется целесообразным вложить средства в более востребованные сервисы, например в развитие сетей мобильного Интернета, в мобильную коммерцию», – полагает Ирина Осадчая. Конкуренту вторит «Билайн». «Переносимость мобильных номеров и введение MNP потребует значительных затрат, в первую очередь на замену IT-плат­форм, на расширение емкости сигнальной сети, что может привести к росту стоимости услуг для пользователей», – отмечает Анна Айбашева, пресс-секретарь «Билайн».

Впрочем, «большая тройка» не могла не ознакомиться с мировой практикой. В других странах в течение 20 первых месяцев после внедрения MNP возможностью смены оператора без замены номера воспользовалось от 5% до 30% абонентов. Почти треть пользователей решили поменять оператора в Финляндии и в Турции. По 5% нелояльных абонентов оказалось в Швеции и Австралии. В Дании ушли к другому оператору 20%, в Гонконге – 20%. В Японии после введения MNP имело место драматическое распределение абонентов. Бизнес DoCoMo «просел» почти до нуля, а KDDI сильно нарастил базу пользователей. Также слегка увеличилось количество клиентов у оператора SoftBank и немного потрепало Willcom. Председатель Ассоциации региональных операторов Юрий Домбровский прогнозирует, что отток абонентов у «большой тройки» после введения MNP в России составит 10 – 20%.


Где работают виртуальные операторы

Больше всего MVNO-проектов запущено в Западной Европе, на них приходится примерно две трети всех абонентов виртуальных операторов мира. В Нидерландах работает 66 виртуальных операторов мобильной связи, во Франции – 41, в Германии – 54, в Бельгии – 52. На втором месте по количеству абонентов MVNO – Северная Америка (около 22% мировых пользователей «виртуалов»), в США – 81 MVNO. За ней следует Австралия (около 10%) – 33 MVNO.


Колебания чиновников

В Минсвязи понимают преимущества MNP. «Отсутствие возможности поменять оператора, сохранив при этом номер, – один из тормозов конкуренции. Для нас важно, чтобы пользователи получили новые опции и услуги, но необходим разумный баланс затрат и расходов», – заявил около года назад заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер. Но затем риторика министерства изменилась. Елена Лашкина, представитель Минкомсвязи, ссылаясь на данные специалистов, готовивших пилотный проект в Татарстане, сказала, что на внедрение MNP на уровне фиксированной связи потребуется 26 млн евро при 10 000 абонентов. И предупредила, что это приведет к росту стоимости услуг для клиентов. Так ли это на самом деле? Мировой опыт показывает, что в результате обострения конкуренции, вызванной внедрением MNP, неизбежно снижается средняя цена на услуги связи. При этом министерство хочет угодить всем участникам рынка. Чиновники говорят, что замораживать проект MNP нельзя, но также очень сложно требовать от операторов вводить новую услугу в непростой экономической ситуации. Как вариант – возможность применения «более элегантных и дешевых решений».

В октябре прошлого года Минсвязи в очередной раз одобрило внедрение MNP, но речь идет не о 2012 г., как говорилось раньше, а о 2015-м. Наум Мардер сообщил, что услуга MNP (включая фиксированную связь) будет внедряться по регионам, а в целом MNP станет доступна по всей России через пять лет. Уже в этом году министр связи Игорь Щеголев вновь пообещал, что MNP в стране появится, но не уточнил ничего по срокам, а заговорил о многомиллионных расходах мобильных операторов. Возникает ощущение, что очередные телодвижения в сторону MNP были инициированы министерством только для того, чтобы сдвинуть сроки внедрения услуги на три года и показать мировому сообществу, что работа продолжается.


Турецкий переход

 MNP в Турции ввели в ноябре 2008 года, и процедура смены оператора с сохранением номера занимала всего 6 дней. Компании развернули интенсивные промоакции для сохранения своих абонентов и привлечения новых от конкурентов. В Турции на сегодняшний день 61,5 млн пользователей мобильной связи, уровень проникновения сотовых услуг – 85%. И 28% абонентов сменили оператора, сохранив номер, в первые 1,5 года после введения MNP. С июля 2009-го, чтобы уменьшить миграцию абонентов, был введен запрет на портирование номера в течение первых трех месяцев после подключения.


Бесплатно, то есть даром

Сотни миллионов долларов, о которых говорят в министерстве и в компаниях «большой тройки», оказывается, можно сэкономить. По данным исследования Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), проведенного по заказу МТТ, организовать MNP в нашей стране можно с нулевыми дополнительными затратами, то есть в рамках текущих бюджетов на поддержку работы и модернизацию сетей.

Вместо того чтобы каждому оператору тратиться на организацию собственного центра поддержки переносимости номеров, можно организовать независимого маршрутизирующего оператора (М-оператора). Эта компания будет отвечать за хранение номерной базы, перенаправлять звонки по ним в нужную сеть. Компания может зарабатывать и на транзитном трафике, обеспечивая себе средства «на жизнь». Если реализовать такую схему в кратчайшие сроки, то операторам придется потратить всего по $10 млн. Если не торопиться, то в течение трех лет можно уложиться в рамки существующих бюджетов. По предварительным оценкам, расходы абонентов на портирование номера, если использовать предложенный НИИ вариант реализации, будут находиться на уровне $20. МТТ предлагает себя в качестве такого М-оператора, отмечая, что не рассматривает эту активность как бизнес. Для компании внедрение MNP – возможность выйти на рынок мобильной связи со своим MVNO.


Общее число абонентов (SIM-карт) на 1 августа 2010 г.

Общее число абонентов в России – 213 880 000

Проникновение мобильной связи – 147,3%

Общее число абонентов в Москве – 33 481 957

Проникновение в Москве – 197,1%

Общее число абонентов в СПб – 12 225 754

Проникновение в СПб – 192,8%

Общее число абонентов в регионах – 168 172 289

Проникновение в регионах – 138,0%

Совокупный ARPU – 300 руб.

Источник: компании «Теле2»


Исследование ЦНИИС было направлено в Минсвязи в конце сентября. Ответа пока нет, но первая реакция «большой тройки» уже появилась. «Мы не участвовали в работах МТТ, поэтому нам сложно оценить надежность предлагаемой системы, – говорит Ирина Осадчая. – В схеме, предлагаемой МТТ, не учитывается ряд существенных параметров или говорится о них достаточно расплывчато». В компании рассматривали возможность организации «клирингового дома», то есть платформы, где будут храниться номера «абонентов-перебежчиков». По оценкам МТС, этот способ более дешев и жизнеспособен, нежели привлечение транзитного оператора. Его стоимость оценивается примерно в $47 млн. Представители «Мегафона» поддерживают конкурента: «Опыт европейских операторов показывает, что наиболее эффективной является схема, при которой перенос номера из одной сети в другую происходит без участия посредника». Когда это будет реализовано в России? Остается ждать ответа от Минсвязи. Или, как в случае с ценами на роуминг, требуется вмешательство премьера. Тогда Игорю Щеголеву придется «взять под козырек».