Охотники за правами

13.01.200300:00

Ну каких, казалось бы, сейчас неприятностей можно ожидать в России, кроме морозов. И соответственно сюрпризов в равной степени не поддающейся ни реформе, ни эвтаназии Великой, Малой и Белой отопительной системы. Но вот появляются частности. Немецкий журналист Гюнтер Валльрафф, который вместе с двумя коллегами собирался проинформировать общественность о нарушениях прав человека в Чечне, был задержан в московском аэропорту и отправлен домой. Несомненно, права человека – это не просто хорошо, но и вообще-то жизненно необходимо. Интересно здесь другое: по какому принципу западные, и в частности европейские, специалисты по этому благородному делу выбирают объекты. Чечня, спору нет, объект. Хорошего там вообще мало, в том числе и в области прав человека. Но неужели это единственное место для приложения правозащитных усилий? Не будем пока задаваться вопросом о правах жителей и гостей Москвы при столкновении с представителями различных правоохранительных и административных органов. Здесь, пожалуй, никакой группе никаких наблюдателей ничего поделать не удастся. Разве только марсиане наконец посетят нашу Землю с какими-нибудь ручными аннигиляторами (схему и описание см. «Советская фантастика» за 1965 – 1975 годы) и в соответствии с планом освоения Вселенной аннигилируют правоохранителей с переносом на богатые природными и минеральными ресурсами планеты дружественных галактик.

Интересно, что такого рода комиссии и гости практически не посещают восточные столицы бывших советских республик. А там уж, конечно, с правами у всех все в порядке. Но что-то не сложилось у исследователей из Европы с этим вопросом. Загадка, да и только.

Вот недавнее как бы покушение на Туркменбаши Сапармурада Ниязова. Ну это когда террористы перегородили движение и, став друг против друга, быстренько друг друга же и перестреляли. Люди, хоть отдаленно знакомые с ситуацией в республике, знают, что не то что два военных грузовика и отряд вооруженных людей – пьяный кот на самокате не проедет куда не следует. Ну у каждого свои способы борьбы с возможной оппозицией, тем более на Востоке. Но вот дальше уже совсем невесело. Главный обвиняемый и враг туркменского народа бывший премьер Борис Шихмурадов сам приехал и сдался властям. После чего по телевидению, в том числе и по российскому, было показано его признание в том смысле, что он под воздействием наркотиков и плохого воспитания организовал это нехорошее покушение. Воздействие наркотиков или чего-то еще на экране проглядывало несомненно. Все это не было экранизацией или учебным фильмом про сталинские процессы тридцатых. Но совпадение наблюдалось не только по методам, но и по стилистике признательных речей. И что же, кого-то на Западе насторожили эти напрашивающиеся аналогии? Да нет, все хорошо, ни у кого никаких вопросов. Конечно, в Туркмении нет фундаментализма (или так считается), а все остальное западную общественность, что называется, не волнует. Совсем как во взаимоотношениях Кремля с лидерами Башкирии и Татарии, практически приватизировавшими свои территории. Сдерживают они крайний исламизм – и слава богу, дальше пусть делают что хотят. Хотя здесь, похоже, Кремль ожидает большой сюрприз, ситуация такова.

Но вернемся в Туркмению. Не будем скрывать, опять же из некоторого представления о жизни республики понятно, что г-н Шихмурадов вовсе не мать Тереза и институт бескорыстного служения вряд ли видел его в своих стенах. Но как это все было проделано – неужели все западные специалисты так и клюнули на успешную борьбу с терроризмом в одной отдельно взятой республике? Более того, практически в разгар этого образцового цивилизованного судебного процесса республику посетил секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло. И пообещал содействие туркменским органам в борьбе с терроризмом. Трудно сказать, какой именно терроризм имел в виду российский гость – реальный или тот, который был таковым назван в связи с покушением.

Главное, чтобы не дай бог, не дошло до взаимного обмена опытом. А то методики туркменских коллег могут привести российских специалистов к мысли о недостаточной полноте собственных методов. Тем более что, как выясняется, западных правозащитников это мало волнует.