Охранники, объединяйтесь!
Три корня охраны
Охранные предприятия появились в России на самой заре рыночной экономики, однако до недавнего времени этот сектор был, можно сказать, самым неструктурированным. Так как никаких официальных профессиональных требований к желающим заняться этим видом деятельности не предъявлялось, то в охрану у нас подались люди разные.
По словам заместителя директора частного охранного предприятия "Конус" Виталия Кочеткова, "охранные структуры создают, во-первых, бывшие сотрудники КГБ, во-вторых - бывшие сотрудники МВД и в-третьих - непрофессионалы (например, какие-нибудь потерявшие работу инженеры). И если выходцы из силовых структур пытаются, как правило, хотя бы внешне соблюдать рамки законности, то непрофессионалы в силу своей неопытности эти границы порой переступают".
Непрофессионалы, как правило, создавали небольшие охранные предприятия (штат 10 - 20 человек), ориентированные на обслуживание небольших фирм. Их услуги были совсем недорогими, на чем и основывались взаимные симпатии между маленькими фирмами и маленькими охранными предприятиями. Профессионалы же стоили дорого. До кризиса. Теперь все стало иначе.
Охранные структуры у нас в стране двух видов: службы безопасности при каких-либо компаниях, предприятиях, банках, имеющие право охранять лишь свою фирму, и частные охранные предприятия (ЧОП), которые могут охранять кого угодно. Хотя в последнее время стало привычным явление, когда какая-либо фирма, вместо того чтобы создать собственную службу безопасности, становится учредителем частного охранного предприятия. Такие "свободные" отношения с собственной охраной стали наиболее выгодны после кризиса, поскольку подобные ЧОПы могут вполне самоокупаться или хоть как-то уменьшать расходы хозяев, работая еще и "на стороне". Нужно отметить, что учредители, как правило, не стремятся афишировать свою причастность к созданному ими охранному предприятию. И это понятно: раз охрана какого-то банка берет под свое крыло некое предприятие, значит, и сам этот банк взялся ограждать данное предприятие от возможных неприятностей. Из чего следует вывод, что предприятие это не просто пользуется услугами охранной фирмы, а напрямую зависит от вполне конкретного банка.
Мертвые души
В течение осени 1998 года разорилось огромное количество компаний. Вместе с ними исчезли и их охранные структуры. "Причем прежде всего прекратили свое существование те небольшие охранные предприятия, которые были привязаны к обслуживанию мелкого бизнеса, - говорит Виталий Кочетков. - Те немногочисленные профессионалы, которые в них работали, ушли в более устойчивые охранные предприятия".
По мнению начальника отдела маркетинга ЧОПа "Баярд" Олега Масленникова, "малое охранное предприятие устоит только в том случае, если оно выполняет функции службы безопасности одного крупного клиента, который сумеет пережить кризис. Если же небольшое предприятие обслуживает нескольких клиентов из неустойчивых сфер бизнеса, то его судьба в период финансового обвала будет печальна".
При опросе специалистов, работающих в этой сфере, складывается впечатление, что печальная участь постигла очень многих, однако статистика свидетельствует об ином. По данным издательского дома "Мир безопасности", в Российской Федерации в 1997 году существовало 5280 частных охранных предприятий и 5005 служб безопасности, а в конце 1998 года количество частных охранных предприятий составило 5995, а служб безопасности - 4580. Таким образом, в результате кризиса служб безопасности стало на 8,5% меньше, а ЧОПов на 13,5% больше.
Судя по статистике, кризис прежде всего "пощипал" не частные охранные предприятия, а службы безопасности, входившие в структуру разорившихся фирм. ЧОПы же, как ни странно, расплодились, что на фоне общего сокращения спроса выглядит как-то неправдоподобно.
Этот на первый взгляд необъяснимый рост количества охранных предприятий комментирует директор охранного предприятия "Аллигатор-1" Владимир Егерев: "Множество охранных фирм существуют лишь юридически. На самом деле они хоть и зарегистрированы, но уже не работают". С этим мнением согласен и Олег Масленников из "Баярда": "Статистика не дает сведений о том, сколько из зарегистрированных охранных фирм реально работают после кризиса".
Поскольку многие исчезнувшие охранные предприятия продолжают существовать на бумаге, выяснить, насколько уменьшился российский рынок охраны, к сожалению, практически невозможно. О масштабах сокращения бизнеса можно судить лишь по числу оставшихся без работы охранников.
Важно отметить, что хоть кризис и сказался на доходах охранных фирм и зарплате их сотрудников, но это не всегда приводило к "смерти" ЧОПов. Так, например, количество престижных офисных центров осталось прежним и после кризиса. Эти центры по-прежнему нуждаются в охране, однако в силу того, что финансовое положение обитателей подобных офисов ухудшилось, уменьшились и прибыль охранных фирм, и зарплата охранников, и их количество.
Слабаки не нужны
Таким образом, охранных предприятий все же стало меньше. Но те, кто уцелел, стали гораздо "толще". По мнению Владимира Егерева, "просматривается явная тенденция к укрупнению больших охранных предприятий. В принципе количество охранных предприятий уменьшилось, но за счет этого произошло укрупнение выживших. Мелкие гибнут, а сильные развиваются".
Тенденция к укрупнению обусловлена несколькими факторами. Во-первых, чем крупнее охранное предприятие, тем больше в случае надобности оно может предоставить охранников. Некоторые крупные охранные фирмы могут "поставить под ружье" несколько сот человек (например, в охранном объединении "Правопорядок" служат около 1000 охранников). То есть крупные охранные предприятия способны защитить своих клиентов надежнее, нежели мелкие охранные фирмы. А надежность - главное, что нужно клиентам.
Во-вторых, крупные ЧОПы обладают большим капиталом, а значит, имеют хорошую материально-техническую базу, лучше контролируют работу охранников.
В-третьих, МВД ставит массу препон перед охранными предприятиями: чтобы все было по закону, ЧОПам необходимо соблюдать огромное количество формальностей. Крупные ЧОПы могут себе позволить завести целые отделы, которые занимаются только решением этих вопросов.
В-четвертых, крупные предприятия могут предложить более широкий спектр услуг.
Услуги охраны в результате кризиса подешевели на 30 - 40%. Падение расценок на основные охранные услуги (охрана объектов, сопровождение грузов и личная охрана) - первая и главная тенденция в охранном бизнесе. По обобщенным данным, полученным нами в десятке крупнейших охранных фирм, до августа 1998 года средняя стоимость одного часа работы опытного охранника без оружия колебалась от $3 до $5. Сейчас эта цена варьируется между $1,5 - $3. Вооруженный охранник стоил тогда и стоит теперь на $1,5 больше указанных цифр.
Теперь клиенты могут выбрать себе наилучшую охрану за разумные деньги. Кто станет обращаться в маленькую охранную фирму, если по карману обратиться в крупную? Правда, те небольшие охранные предприятия, клиенты которых выстояли в кризис, востребованы по-прежнему: всегда лучше иметь дело с проверенной старой охраной, чем пытаться найти что-то гипотетически лучшее. По оценке Олега Масленникова, "данные охранные фирмы не ведут активной политики на рынке, работая по принципу: появился новый клиент - хорошо, нет - спокойную жизнь обеспечат постоянные клиенты".
Есть и еще одно важное изменение. Если раньше расчеты между охранным предприятием и клиентом велись в у. е., то теперь в большинстве контрактов цены указываются в рублях. Пересмотр тарифов возможен лишь в случае резкого изменения курса доллара.
Интересно, что демпинг (важный в других областях предпринимательства кризисный прием) при продаже охранных услуг применяется не столь часто. Конечно, услуги дешевеют, как и везде, но в охранном бизнесе все цены - договорные. Каждый раз охранное предприятие вступает в довольно тесные, так сказать личные, отношения с клиентом. Слишком низкие цены в таком щекотливом деле, как охрана, справедливо вызывают подозрения, поэтому в этой сфере демпинг не может рассматриваться в качестве серьезного маркетингового приема.
Вторая важнейшая тенденция последнего года - возникновение нового вида охранных предприятий в форме общественных организаций. Это так называемые охранные объединения. Вообще, можно сказать, что на улицу крупных охранных предприятий пришел праздник. "Идет явный процесс укрупнения, - говорит генеральный директор охранного объединения "Правопорядок" Сергей Евсеев. - На рынке охранных структур возникают своеобразные холдинги".
Причем холдинги эти весьма своеобразные. На самом деле никто не объединяется. Просто некоторые крупные охранные предприятия (например, "Баярд", "Правопорядок", "Аллигатор", "Оскорд") выросли настолько, что у них появилась потребность в филиалах. Однако из-за традиционных шероховатостей нашего законодательства (а именно - требования о хранении оружия только по юридическому адресу) охранникам гораздо легче вместо регистрации филиалов создавать новые, на вид совершенно самостоятельные охранные предприятия. Затем эти предприятия "собираются" в общественные охранные объединения. Таким образом, всеми фирмами продолжают руководить те же хозяева, но "на общественных началах".
В телефонной книге можно найти немало таких странных на первый взгляд охранных фирм-объединений. Именно поэтому формально количество охранных предприятий продолжает увеличиваться, хотя на самом деле наблюдается не рост числа предприятий, а их расширение.
С весны этого года начался экономический подъем. Одни компании оправились от ударов и снова расширили свою деятельность, другие - только появились на рынке. Снова есть кого охранять. Поэтому штаты крупных охранных фирм пополнили собой оставшиеся без работы сотрудники многочисленных закрывшихся ЧОПов. "Кризис оздоровил охранные структуры, - утверждает Виталий Кочетков из "Конуса". - Непрофессионалов не стало". По словам Олега Масленникова, "происходит переход ценных кадров из разорившихся фирм в более крупные охранные предприятия. Уцелевшие ЧОПы получают импульс к развитию, повышению качества услуг и в конечном итоге к росту".
Одним словом, благодаря кризису сфера охранных услуг - как и во всех других отраслях нашей многострадальной экономики - значительно оздоровилась. И это очень хорошо. Для клиентов. И для "общественных охранных объединений".
И вообще в этом деле слабаки не нужны.