Окно роста
«Евросеть» – одно из самых динамичных российских предприятий. С 2000-го по декабрь 2002 года его оборот увеличился почти в десять раз – с $15,2 млн до $140,6 млн. За этот же период компания открыла более ста пятидесяти новых салонов мобильной связи. Сотрудники, пришедшие стажерами в конце 1990-х, выросли до старших продавцов и топ-менеджеров. В ближайшие несколько лет компания рассчитывает создать сеть из 200 салонов связи в Москве и 160 – в регионах. Для осуществления своих смелых планов она ищет амбициозных сотрудников.
Дмитрий Сидоров пришел стажером на самую первую точку компании еще в 1997 году. К тому времени он отслужил в армии и попробовал себя в различных сферах трудовой деятельности. Уже через три месяца молодой сотрудник стал руководителем салона, а еще через три – открывал новое представительство «Евросети» на рынке ЦСКА. Он обратил на себя внимание руководства компании четкостью действий и умением договариваться. Ему поручили открывать и «раскручивать» новые точки продаж. Сегодня подобные люди в торговых сетях называются «start up менеджерами». Они одни из самых уважаемых и высокооплачиваемых специалистов. Дмитрий – из их числа. Однако, освоив технологию развития розницы, он не остановился на достигнутом, а предложил бизнес-план по созданию дилерского отдела, который фактически должен был конкурировать с розницей. Этот проект ему также удался.
Сегодня Дмитрий Сидоров – генеральный директор «Евросети». Он курирует управление косвенных продаж, выросшее из дилерского отдела, и отвечает за работу со всеми мобильными операторами. Карьера Дмитрия развивалась настолько стремительно, что ему даже некогда было посещать занятия в институте и получать высшее образование. Если ему где-то не хватало знаний, он не стеснялся спрашивать, а в свободное время занимался самообразованием. Колоссальная нагрузка и ответственность, которую он взял на себя, выявили его предпринимательские качества. Ни в каком другом традиционном бизнесе он не смог бы так быстро достичь столь значительных высот.
Лестница в небо
У подножия подобных карьерных лестниц стоят и сегодняшние стажеры «Евросети». Они имеют шанс как минимум расти вместе с компанией. «От должности стажера до позиции старшего продавца лежит путь в четыре месяца, – говорит управляющий компанией «Евросеть» Евгений Чичваркин*. – Продавец-консультант может быть поставлен на небольшую точку, где все зависит только от него. Он сам должен следить за оформлением интерьера, за чистотой, аккуратно расставлять аппараты и аксессуары. Если все пойдет удачно, то через некоторое время мы переведем его на более активное место, где у него будут широкие возможности для проявления своих коммерческих талантов. Человек, показавший себя «результатоголиком», может за полтора года стать руководителем отдела, службы или региона».
Достоинство «Евросети» в том, что компания ориентируется на результат и сотрудники быстро поднимаются «наверх» или «вбок», давая возможность и другим сделать карьеру.
В любом традиционном предприятии, которое не удваивает свои размеры ежегодно, работники могут рассчитывать на следующую карьерную ступеньку, сулящую прибавку к жалованью, только через четыре года. Именно столько времени, как показывает статистика, менеджеры обычно работают на одном предприятии. А пока они не уйдут, путь наверх для других будет закрыт.
Иван Колодников пришел по объявлению устраиваться в «Евросеть» стажером менее пяти лет назад. Тогда он учился на втором курсе Академии экономики и управления и ему были нужны деньги. Через полтора месяца Иван сдал внутренние экзамены в «Евросети» и стал работать в салоне на митинском радиорынке. Еще через два года его перевели в торговую точку на «Горбушку».
«Я к тому времени добился цели и получал хорошие даже по московским меркам деньги, – вспоминает Иван Колодников, – но у меня появилось желание сделать карьеру внутри компании. Поскольку учиться в академии и одновременно работать было сложно, то я сделал выбор в пользу карьеры и написал заявление об академическом отпуске».
В 2002 году Ивана назначили старшим продавцом в салоне, расположенном в торговом комплексе «Ашан». А еще через месяц ему предложили поехать на аналогичную должность в Санкт-Петербург. Он поработал в северной столице, затем снова вернулся в Москву, потом был направлен в Воронеж. А в середине января этого года, когда Колодников уже накопил опыт работы в регионах, ему предложили возглавить всю розничную торговлю компании в Центрально-Черноземном районе России. «Я принял это предложение с радостью, потому что в результате такой ротации приобретается уникальный опыт», – говорит Иван Колодников, – а высшее образование я решил получить заочно».
Главные люди
Все руководители «Евросети» начинали со стажеров. Иного пути в кресло топ-менеджера практически нет. Но и стать стажером в «Евросети» непросто, нужно преодолеть четыре уровня отбора. Сначала предстоит собеседование по телефону, затем встреча с представителем кадровой службы, а после нужно поговорить с руководителем московской розницы (если речь идет о салоне связи в Москве). Потом кандидаты проходят тест на детекторе лжи и отвечают на вопросы службы безопасности. На каждом из этих этапов отсеивается довольно значительное число претендентов. Статистика компании показывает, что только один из пятидесяти позвонивших становится стажером. Но зато из них формируется «откалиброванный» персонал.
Стажер получает $8 в день в течение нескольких недель, пока готовится к сдаче внутренних экзаменов. Он должен хорошо знать материальную часть мобильных телефонов, освоить технику продаж, делопроизводство, уметь разрешать конфликтные ситуации. В центрах, где проводится обучение, преподают бывшие продавцы, зарекомендовавшие себя людьми дотошными, не пропускающими мелочей. Стажер в любое время может обращаться к ним для уточнения особенностей моделей телефонов, деталей оформления документации. На экзамене не стоит ожидать поблажек. Жесткие требования оправданы тем, что в конкурентной борьбе между сетями салонов связи будет побеждать та компания, которая имеет наиболее профессиональную команду продавцов.
Зарплата продавца-консультанта рассчитывается по довольно изощренной формуле и во многом зависит от его личной энергии и внимания. В среднем она составляет $700 – 800. Как в любой компании, в «Евросети» существуют «передовики», зарабатывающие больше, и отстающие.
«В «пиковые» сезоны продаж доход может оказаться значительно выше среднего, – рассказывает руководитель службы персонала «Евросети» Элина Дорикова. – И мы рассчитываем на адекватную отдачу со стороны продавцов. Это главные люди в «Евросети». Они на переднем крае, от них зависит успех наступления. Поэтому мы отбираем лучших и заинтересованы в том, чтобы они нашли у нас не подработку, а именно работу – надолго и с перспективой роста. Сейчас мы делаем ставку на 20 – 25-летних, активных, работоспособных людей, желательно с высшим образованием и на студентов-старшекурсников технических вузов».
Примерно для трети новичков «Евросеть» – это первое место работы. Компания ищет будущих продавцов и за пределами Москвы. «Мы приглашаем стажеров из других городов, например из Екатеринбурга, и на период обучения оплачиваем им квартиру», – говорит Евгений Чичваркин.
Сейчас руководство компании задумывается о формировании общей корпоративной культуры. В центральном офисе сложилась команда менеджеров, прекрасно взаимодействующих друг с другом, но и адаптацию новых работников к требованиям компании руководство не собирается пускать на самотек. «Проработав у нас полтора-два года, сотрудники ощущают свою значимость для успеха всей компании, – считает Элина Дорикова. – Мы поздравляем лучших сотрудников, лучшие салоны связи, дарим ценные подарки на дни рождения. Двадцать лучших продавцов телефонов LG были награждены поездкой в Сеул».
По данным рекрутинговой компании Kelly Services, в Москве более 60% сотрудников различных компаний в возрасте до 24 лет рассматривают свою работу прежде всего как начало карьеры. «Евросеть» для них – один из привлекательных работодателей. Кроме высокого заработка компания предлагает им широкие карьерные возможности и самореализацию в коллективе единомышленников.
* признан в России иностранным агентом