Окно в Европу: российские туроператоры начали предлагать туры в ЕС
Российские туроператоры стали предлагать туры в страны Евросоюза. Но спрос на них составляет всего 15–20% от уровня допандеймийного 2019 года. Туристов отталкивают визовые трудности и проблемы с логистикой полетов.
Об этом со ссылкой на экспертов сообщает «Коммерсант». По их данным, сейчас наблюдается сезонное оживление спроса. Однако число отказов в выдаче шенгенских виз возросло, что существенно осложняет продажу туров в этом направлении.
Как изменился спрос
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, сейчас в страны шенгенского соглашения совершается не более 15–20% поездок по сравнению с 2019 годом. Похожую цифру называет и начальник отдела визовой поддержки «Аэроклуба» Алина Проценко.
Спрос постепенно повышается, однако до уровня, который был до начала геополитического кризиса, ему еще далеко. Заместитель руководителя миграционно-визового отдела Continent Express Юлия Отвагина отметила, что в апреле на оформление Шенгена пришлось 30–40% запросов клиентов. При этом в прошлом показатель достигал 70–80%.
Управляющий партнер «Визахода» Марина Широкова заявила, что с апреля началось сезонное оживление на запись в визовые центры европейских стран. Так, в сравнении с мартом активность выросла почти на 15%.
Куда едут туристы
По оценкам «Яндекс.Путешествий», на перелеты по европейским направлениям приходится 1,3% от общего объема бронирований. В минувшем году этот показатель составлял всего 0,9%. Наиболее популярными странами являются Франция, Испания и Италия. Причем на подачу документов в визовые центры первых двух государств записаться очень сложно, сообщила Широкова. Есть слоты в Италию, Грецию и Германию. Однако последнее направление не пользуется у туристов популярностью.
Добираться в Европу стало намного сложнее, поэтому ассортиментные программы туроператоры формируют, выкупая блоки мест на рейсах зарубежных компаний из Турции, Еревана и Кувейта, отметил Дмитрий Горин. В 2022 году количество подобных предложений на рынке было незначительным, однако сейчас возросло.
По оценкам OneTwoTrip, в апреле зарубежные направления сформировали 17,5% продаж авиабилетов. Это на 71,5% выше, чем в прошлом году.
В свою очередь, в Ostrovok.ru добавили, что бронирование отелей в странах шенгенского соглашения составляет 12% от общего объема. С начала года этот показатель демонстрирует стабильность.
Недоступный Шенген
Изначально объем поездок сократился на фоне коронавирусных ограничений. После начала спецоперации на Украине, спровоцировавшего геополитическое напряжение, попасть в Евросоюз стало еще сложнее.
Так, по данным Юлии Отвагиной, количество принимаемых консульствами европейских стран документов снизилось примерно на 80%. Уменьшилось и число слотов для подачи документов.
Еще большее влияние оказала отмена упрощенного визового режима с Россией, утвержденная Евросоюзом в сентябре прошлого года. В результате гражданам РФ стало сложнее и дороже оформлять шенгенские визы, поскольку рассмотрение начали проводить на общих основаниях.
«В начале осени оформить европейскую визу можно было за одну-две недели, сейчас срок составляет от трех недель», — пояснила Отвагина.
Она подчеркнула, что за год увеличилось и число отказов. Показатель вырос на 10–20%. Чаще всего причинами отказа служат некорректное использование предыдущих виз и недостаток средств на счетах.
Марина Широкова полагает, что именно визовые сложности являются одним из ключевых факторов, сдерживающих спрос на туры в Европу. Она заявила, что путешественники переориентировались на другие, более доступные направления. В частности, популярностью у туристов пользуется Китай.